Саркози активен на фронте борьбы с кризисом.
Фото Reuters
Президент Франции Николя Саркози сам себя поместил в центр международного скандала, сделав шутливые и критические замечания в адрес глав других держав в «узком кругу» лидеров политических партий. «Утечка» сведений о его высказываниях вызвала настолько резкую реакцию во французской и зарубежной печати, что пресс-служба Елисейского дворца ныне вынуждена стать в глухую оборону. По словам пресс-секретарей президента, большинства приписываемых Саркози высказываний попросту «не было».
Газета La Liberation, которая в пятницу первой привела мнения президента Франции о руководителях других западных стран, сопроводила статью заголовком: «Саркози считает себя господином мира». Оказывается, глава французского государства три месяца назад создал нечто вроде закрытого клуба лидеров французских политпартий, которые на встречах с ним обсуждают вопросы борьбы с экономическим кризисом. Во французской печати эти встречи неофициально называют G24 (по аналогии с G8 и G20), при этом цифра «24» означает число их участников.
На устроенном в рамках этого неофициального клуба 15 апреля званом обеде в Елисейском дворце Саркози поделился своими впечатлениями о прошедшем в начале месяца саммите «двадцатки» в Лондоне. Особенностью высказываний президента было не только то, что он поставил себя в центр событий, но и обосновал это шутливыми суждениями в адрес других участников мероприятия. Некоторые из этих шуток были, правда, спровоцированы замечаниями других участников обеда.
«У Обамы нет опыта руководителя. У него по многим вопросам нет своей позиции, и потому его действия, скажем так, не всегда на высоте, – сказал Саркози об американском президенте. – Он же ни разу не руководил министерством».
О канцлере ФРГ: «Как только Меркель поняла, что состояние банковской и автопромышленной сферы Германии критическое, у нее не оставалось выбора, кроме как согласиться со мной».
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, по словам Саркози, был фактически так незаметен, как если б его и не было вовсе.
Говоря об испанском премьер-министре Хосе Луисе Родригесе Сапатеро, Саркози отметил, что «может быть, он не очень умен, однако я знаю много людей блестящего ума, которые не смогли пройти во второй тур президентских выборов».
Теплее, но не без нотки иронии сказал он о премьер-министре Италии: «Главное в демократии – чтобы она переизбиралась. Посмотрите на Сильвио Берлускони. Его уже три раза переизбирали».
Содержание беседы участники обеда тут же «слили» французским СМИ. La Liberation как газета левого плана весьма язвительно прокомментировала ставшие ей известными суждения главы государства и назвала поведение Саркози «фестивалем самовлюбленности». «Это был Николя Саркози на все 200%, который парадоксальным образом оказался максимально приближенным к собственной карикатуре, – приводит газета слова одного из участников мероприятия. – Нас было немного, однако он говорил так, как будто выступал на телевидении или на митинге Союза за народное движение».
Резко реагировала и иностранная печать, особенно европейская. Так, британские газеты считают, что Саркози фактически оскорбил Барака Обаму и Ангелу Меркель. Times сравнила французского президента со школьником, в классе которого появился другой парень, более видный. Под последним имелся в виду Обама.
Активно используют тему высказываний Саркози испанские правые газеты. Они сопровождают их своими резкими оценками премьер-министра Сапатеро. Лидер оппозиционной Народной партии Мариано Рахой заявил, что Николя Саркози «может быть, и прав». Между тем впереди визит французского президента в Испанию. Он намечен на 27–28 апреля.