Сирийцы продолжают надеяться на возвращение Голанских высот.
Фото Reuters
Посол Сирии в США Имад Мустафа заявил, что Дамаск рассчитывает на активизацию посреднических усилий Вашингтона на Ближнем Востоке при нынешней администрации. В частности, сирийское руководство ожидает, что президент США Барак Обама будет способствовать заключению мирного соглашения между Сирией и Израилем. Дамаск готов даже к диалогу с новым главой МИД Израиля Авигдором Либерманом, несмотря на его резкие высказывания по поводу ближневосточного урегулирования.
По словам Мустафы, сирийское руководство положительно восприняло стремление Обамы добиться сирийско-израильского урегулирования, а также то, что новый президент США занял весьма активную позицию в отношении решения палестино-израильского конфликта.
В интервью телеканалу Си-эн-эн сирийский дипломат указал, что США «имеют моральное обязательство выступить в качестве спонсора мирных переговоров между арабами и израильтянами», поскольку их поддержка позволила Израилю проводить политику оккупации арабских территорий. Мустафа добавил, что в Сирии избрание Обамы было встречено с надеждой, поскольку там считают, что новая администрация США настроена по отношению к Дамаску лучше, чем администрация Джорджа Буша-младшего.
Мустафа дал понять, что у Израиля вполне может установиться полноценный мир с Сирией, такой же, как с Египтом и Иорданией, то есть предполагающий установление дипломатических отношений, налаживание экономического сотрудничества и развитие туризма. Он также отметил, что подписание мирного договора с Израилем возможно, даже несмотря на то что в правительстве Биньямина Нетаньяху преобладают представители правых партий. Однако посол подчеркнул, что Сирия не пересмотрит свою позицию и будет добиваться возвращения Голанских высот, занятых Израилем в 1967 году. Тем более что в прошлом Тель-Авив уже заключал мирные соглашения с арабскими государствами на основе принципа «земля в обмен на мир».
Сирийский дипломат дал понять, что его не смущает назначение на пост министра иностранных дел Израиля Либермана, который известен своими резкими высказываниями в адрес арабов и выступает против ухода израильтян с Голанских высот. Лично он предпочел бы иметь дело с Либерманом, чем с Ципи Ливни – его предшественницей на посту главы МИДа. «По меньшей мере он искренен. Он говорит именно то, что думает. Ципи Ливни и ее коллеги все время твердили о своем стремлении заключить мир, совершая при этом зверства в секторе Газа и на палестинских территориях», – сказал Мустафа.
Профессор Университета имени Бен Гуриона в Негеве Заки Шалом рассказал «НГ», что в случае израильско-сирийского урегулирования проблема заключается не столько в переговорах, а в том, чтобы найти такое решение, которое будет принято израильским обществом и истеблишментом. «Нереалистично думать, что правительство Нетаньяху может принять сирийские условия, а именно полный уход с Голанских высот. Если же он все-таки попытается двигаться в этом направлении, то правящая коалиция распадется», – отметил эксперт. Он пояснил, что у поселенцев, которые живут на Голанских высотах, очень сильное лобби в Кнессете, прочные связи во властных структурах и в СМИ, поэтому вопрос примирения с Сирией имеет очень серьезную внутриполитическую подоплеку. Шалом добавил, что соглашение маловероятно, если только Дамаск не уменьшит свои требования и не согласится, например, на формальный суверенитет над Голанами при сохранении фактического израильского контроля на ближайшие 20–30 лет.
Комментируя возможную роль США в ближневосточном урегулировании, Шалом указал, что переговоры Израиля с Сирией не будут продвигаться, пока Вашингтон не решит проблему Ирана. «Иран – основное препятствие. Пока Тегеран имеет возможность давить на Сирию, ХАМАС или ливанское движение «Хезболлах», они не пойдут на переговоры с Израилем», – подчеркнул профессор. По его словам, для успеха переговоров также крайне важно личное участие президента Обамы, от которого в первую очередь зависит предоставление гарантий безопасности Израиля и выделение финансовой помощи, однако пока у американского лидера слишком много других серьезных проблем и ему некогда заниматься Ближним Востоком.