Президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад объявил в субботу, что Иран уже обзавелся полным циклом производства топлива для АЭС и впредь «все необходимое для использования атомной энергии и строительства АЭС будет производиться внутри страны». В этот же день российский министр иностранных дел Сергей Лавров опроверг утверждения западной печати о возможности уступок России Западу по Ирану в обмен на встречные шаги Вашингтона по ПРО. Россия не практикует размены в своей внешней политике, сказал министр.
«Просто удивительными» назвал глава иранского государства достижения его страны по отдельным направлениям ядерной энергетики. Одним из них он назвал пуск в минувший четверг вблизи Исфахана предприятия по выпуску топлива для реакторов на тяжелой воде – так называемых таблеток оксида урана.
Еще одно ядерное продвижение, как сообщалось на минувшей неделе, связано с установкой на заводе по обогащению урана в Натанзе около 7 тыс. газовых центрифуг, в том числе нового, продвинутого типа.
Успехи Ирана в обладании ядерными технологиями позволят его стране производить все необходимое для АЭС внутри страны, подчеркнул Ахмадинежад. В частности, вслед за строительством при содействии России Бушерской АЭС иранцы приступят – уже исключительно собственными силами – к сооружению АЭС с реактором на легкой воде мощностью 360 мегаватт в Даркховине в провинции Хузестан на юго-западе страны. «Впредь все потребности Ирана в области ядерной энергии будут удовлетворяться за счет своих возможностей», – заверил Ахмадинежад.
Заявления Ахмадинежада прозвучали в момент, когда международная общественность с нетерпением ожидала реакции Тегерана на решение Вашингтона в прямой форме подключиться к переговорам «шестерки» (пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия) с Ираном о его ядерной программе. Единственной на данный момент реакцией Тегерана стали высказывания Ахмадинежада в минувший четверг, что Иран готов к проведению переговоров по ядерной проблеме «на основе справедливости и взаимоуважения». Тогда же президент ИРИ заявил, что Тегеран представит новые предложения на переговорах, так как «условия изменились». Одни эксперты трактуют эти слова как ссылку на избрание новым президентом США сторонника переговоров с Ираном, а другие – как намек на большие успехи иранцев в ядерной области. Так, известный иранский политкомментатор Саид Лейлаз считает, что создание Ираном полного топливного цикла значительно усиливает его позиции на переговорах с «шестеркой».
Тем временем в Вашингтоне прозвучало утверждение, что президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с президентом США Бараком Обамой 1 апреля в Лондоне якобы пообещал американцу, что Россия поддержит «более жесткие санкции» СБ ООН против Ирана, если ИРИ до 2010 года будет отказываться остановить свою ядерную программу. При этом, по утверждению телеканала FOX, Медведев якобы сказал Обаме, что пришел к выводу, что американские оценки ядерных усилий Тегерана «точнее российских».
Как опровержение этих утверждений прозвучали высказывания главы МИД РФ Сергея Лаврова в субботу в Москве на конференции российских политологов. Что касается позиции России по Ирану, то Лавров заявил: «Мы вместе работаем над остающимися у МАГАТЭ вопросами по ядерной проблеме, но наращивание давления на Иран выходит за пределы наших договоренностей». Российский министр оспорил также слухи, будто Москва готова «разменять» свои уступки по Ирану на встречные шаги Вашингтона в вопросе о ПРО. «Мы считаем, что любые размены были бы беспринципны и нереалистичны. Они подрывали бы доверие, а наша дипломатия этим доверием дорожит не меньше других. Наиболее эффективным и единственно возможным способом ведения дел является равноправное сотрудничество», – подчеркнул Лавров.