Американские дипломаты теперь будут участвовать во встречах «шестерки» (куда помимо США входят остальные четыре постоянных члена Совбеза ООН и Германия) с представителями Тегерана. Это решение Госдепартамента стало первым практическим шагом США к налаживанию прямого диалога с Исламской Республикой, которую Вашингтон подозревает в тайной разработке атомной бомбы. Между тем вчера Иран заявил, что рассмотрит предложение «шестерки» о возобновлении переговоров для поиска дипломатического решения противоречий вокруг его ядерной программы.
В среду официальный представитель Госдепартамента США Роберт Вуд подтвердил, что американские дипломаты отныне будут участвовать во всех встречах «шестерки» с иранскими представителями.
Ранее американские представители, как правило, избегали прямых контактов с иранцами, хотя США и входят как постоянный член СБ ООН в состав группы международных посредников. «Дипломатическое решение предполагает желание сторон напрямую говорить друг с другом, основываясь на взаимоуважении и взаимных интересах, и мы надеемся, что правительство Ирана ответит взаимностью», – сказал Вуд.
МИД РФ приветствовал изменение американской позиции. «Мы оценили открытость новой американской администрации к прямому диалогу с Тегераном. Очень рассчитываем, что эта открытость будет переведена в практическое русло как по двусторонней линии, так и в контексте того переговорного процесса, который был предложен в формате «5+1» иранской стороне», – подчеркнул министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Тем временем «шестерка» объявила о том, что приглашает Иран к прямому диалогу по ядерной проблематике. Международные посредники указали, что попросят высокого представителя ЕС по общей внешней политике и безопасности Хавьера Солану направить приглашение иранскому правительству встретиться с представителями «шестерки», чтобы совместно найти решение. «Мы настоятельно рекомендуем Ирану воспользоваться этой возможностью, чтобы начать с нами серьезные переговоры в духе взаимного уважения», – говорится в заявлении представителей «шестерки», обнародованном в среду МИД Великобритании.
Руководство Ирана, которое отвергает все обвинения в реализации секретной военной ядерной программы, отреагировало на эту международную инициативу сдержанно, не дав окончательного ответа. «Мы надеемся, что это предложение означает изменение подхода и формирование более реалистичного отношения. Исламская Республика Иран рассмотрит предложение «шестерки» и примет решение», – заявил вчера советник президента Ирана Али Акбар Яванфекр.
Наблюдатели отмечают, что официальный Тегеран пока осторожно относится к заявлениям нового президента США Брака Обамы и представителей его администрации о готовности к прямому диалогу с Ираном по ядерной проблематике. По словам иранских руководителей, одних только изменений в риторике недостаточно и нужны реальные сдвиги в политике США.
Между тем вчера на торжествах по случаю Национального дня ядерных технологий иранские власти объявили о новых достижениях в сфере мирного использования ядерной энергии: создание более совершенных центрифуг для обогащения урана и открытие завода по производству топлива для ядерных реакторов. Ожидается, что этот завод выйдет на полную мощность уже в этом месяце и начнет производить топливо для иранской АЭС с реактором на тяжелой воде в провинции Маркези. Иранские специалисты также утверждают, после изменения производственных спецификаций они смогут изготавливать на новом предприятии топливные элементы и для строящейся с помощью российских специалистов АЭС в Бушере.
На этом фоне западные аналитики предполагают, что последние успехи иранских атомщиков лишь усилят беспокойство международного сообщества. Они также не исключают, что выдвигаемые Тегераном жесткие условия для начала прямого диалога с США являются не более чем попыткой выиграть время для завершения подпольных исследований.