Рисунок Николая Крутикова
Российский Генштаб подтвердил, что Северная Корея не сумела вывести на околоземную орбиту искусственный спутник «Кванменсон-2». С аналогичными заявлениями ранее выступили Североамериканское командование аэрокосмической обороны и военное ведомство Южной Кореи. Тем временем запуск северокорейской ракеты привел к расколу в Совете Безопасности ООН, где Россия и Китай блокируют рассмотрение новых резолюций, осуждающих действия КНДР.
«Наша система контроля космического пространства не зафиксировала выведения на орбиту северокорейского спутника. По нашим данным, его там просто нет», – констатировал высокопоставленный представитель Генштаба РФ.
«Основываясь на наших наблюдениях, все ступени ракеты, от первой до третьей, упали в воду. На орбиту ничего выведено не было», – заявил министр обороны Южной Кореи Ли Сан Хи. В Сеуле считают, что вторая и третья ступени ракеты могли не разделиться или упасть в океан недалеко друг от друга. Со своей стороны, правительство Японии выражает серьезные сомнения по поводу того, что в воскресенье КНДР действительно пыталась вывести на орбиту спутник. В Токио полагают, что Пхеньян под видом запуска спутника провел испытание межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). Эту позицию активно поддерживают США.
Некоторые иностранные наблюдатели уже пришли к выводу, что северокорейским конструкторам удалось увеличить дальность полета ракет, однако они не сумели справиться со всеми техническими трудностями и создать полноценную МБР, способную преодолеть более 5,5 тыс. км.
В свою очередь, власти КНДР продолжают заявлять, что состоявшийся в минувшее воскресенье запуск ракеты с космодрома Мусудан-ни был успешным и на орбиту был выведен искусственный спутник, который теперь передает патриотические песни о северокорейских вождях Ким Ир Сене и Ким Чен Ире.
В воскресенье Совет Безопасности ООН провел экстренную встречу в связи с запуском северокорейской ракеты. Ранее США, Япония, Франция и Великобритания подготовили проект резолюции, осуждающей действия КНДР и предусматривающей санкции против Пхеньяна. Однако, как стало известно РИА Новости, авторы проекта даже не стали вносить его на рассмотрение Совбеза, поскольку Россия и Китай, обладающие правом вето, твердо заявили о недопустимости поспешных и резких шагов в отношении Северной Кореи.
По сообщениям СМИ, Совбез ООН оказался расколот в соотношении 10 к 5: критику КНДР поддерживают 10 стран, включая трех постоянных членов, а за осторожную реакцию высказались пятеро (Россия, Китай, Вьетнам, Ливия и Уганда).
РФ и КНР утверждают, что пока рано говорить о том, была ли нарушена принятая в 2006 году резолюция Совбеза 1718, которая запрещает Пхеньяну любые работы, связанные с баллистическими ракетами, поскольку она прямо не запрещает вывод на орбиту гражданских спутников. Весьма вероятно, что такая позиция Москвы и Пекина вызвана угрозами КНДР выйти из шестисторонних переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова в случае осуждения воскресного пуска в ООН.
Руководитель Центра корейских исследований ИДВ РАН Александр Жебин указал в разговоре с «НГ», что ракета, которая была запущена в воскресенье, не предназначена для использования в военных целях, поскольку МБР в отличие от обычной ракеты-носителя должна иметь особые системы наведения и решать задачу входа боеголовки в плотные слои атмосферы. Кроме того, по его словам, КНДР пока не располагает боеголовками для МБР, для создания которых нужно решить два важных вопроса: преодоление боеголовкой плотных слоев атмосферы, где она испытывает значительные тепловые и динамические нагрузки, и миниатюризация боезаряда, чтобы его смонтировать на ракете. «Пока что Северная Корея не осуществила на одного пуска, целью которого были бы испытания боеголовок для МБР», – подчеркнул эксперт.
По мнению Жебина, главные цели запуска северокорейской ракеты – внутриполитические. «Ким Чен Иру надо было продемонстрировать, что он продолжает руководить страной и военная политика имеет практические результаты. У КНДР давно не было успехов, а экономическое положение сложное», – сказал аналитик. Он отметил, что второй внутриполитической целью пуска могла стать подготовка к скорому официальному выдвижению наследника. «Есть еще фактор соревнования с Южной Кореей, которая собирается летом запустить свой собственный спутник», – добавил Жебин. Он предположил, что КНДР также стремится выйти на рынок коммерческих запусков спутников, чтобы заработать дополнительные средства и повысить свой престиж в мире. «Наконец, запуск ракеты можно рассматривать как сигнал для администрации Барака Обамы, что КНДР надо принимать всерьез, вести с ней переговоры. Северные корейцы стремятся, чтобы в отношениях с ними применялась индийская модель. Ведь Индия сейчас сохранила свои ядерные силы, а другие страны, в том числе США, все равно сотрудничают с ней в ядерной области», – сказал собеседник «НГ».