1 апреля в Тиране подняли флаг НАТО.
Фото Reuters
Албания и Хорватия официально приняты в состав Североатлантического договора. Этот акт специально приурочен к торжественному саммиту альянса, который пройдет 3 и 4 апреля в ознаменование его 60-летия на французском берегу Рейна в Страсбурге и на немецком – в Келе и Баден-Бадене. Тем временем в районе юбилейных мероприятий уже начались столкновения с противниками саммита НАТО. Мост через Рейн в Келе был перекрыт для движения на несколько часов.
В военном отношении приобретение Хорватии и Албании для НАТО может быть не столь значительно. Но Загреб все-таки привносит в блок 56 тыс. солдат и офицеров. А Албания, имеющая, кстати, отдельное военное соглашение с США, имеет на своем побережье необходимую инфраструктуру, с помощью которой вся Адриатика может оказаться в клещах НАТО. Но присутствие албанских и хорватских новобранцев должно прежде всего продемонстрировать продолжающееся расширение в Европе, а попутно и успех политики альянса на Балканах.
Как бы то ни было, военно-политический блок НАТО, скромно начинавший 4 апреля 1949 года с 12 членов, насчитывает на сегодняшний день уже 28 государств. Так что устроителям юбилейных заседаний и концертов придется потесниться, чтобы было куда присесть высшим албанским и хорватским должностным лицам.
В свое время экс-президент СССР Михаил Горбачев легковерно не настоял на договорной фиксации словесных заверений Запада о недопущении расширения НАТО за пределы границ объединенной Германии. Но вопреки этому устному обещанию расползание блока по Европе в направлении России стало одной из главных линий политики альянса в последние десятилетия. Первый генсек НАТО лорд Исмей сформулировал задачу альянса так: «Держать американцев внутри, русских вовне, а немцев прижатыми к земле». С немцами стало труднее. Но альянс сумел «прижать к земле» множество других стран и народов. Албанцы и хорваты являются среди них последними по графику, но не по списку, в котором помимо некоторых неохваченных балканцев значатся Украина и Грузия.
Проблема расширения, отвлекающая альянс, по мнению ряда влиятельных союзников, от поиска его новой ориентации, не единственная, которая встает перед саммитом на сопредельных территориях Франции и Германии. Однако острые актуальные вопросы скорее всего не будут решаться на этой встрече. Их заглушат юбилейные речи «об успешной истории союза», его привлекательности и необходимости сохранения его основ и в XXI веке.
В Европе есть, однако, круги, которые не разделяют подобных оценок. Организаторы юбилейного саммита по обе стороны Рейна еще тщательнее, чем лондонские силы порядка, готовятся к отражению массовых протестов против во многом пропагандистского мероприятия на высшем натовском уровне.
Несколько сотен противников НАТО для начала блокировали Европейский мост в Келе и сожгли флаг альянса. Одновременно на окраине Страсбурга в среду вечером открылся палаточный городок антинатовцев. В отличие от блокады рейнского моста многотысячный митинг в городке не прошел мирно. Наиболее радикально настроенные участники стали закидывать машины полиции камнями. В ответ стражи порядка пустили в ход шоковые гранаты и слезоточивый газ. По данным полиции, всего в районе Страсбурга, Келе и Баден-Бадена можно ожидать от 15 до 20 тыс. протестующих, не менее 3 тыс. из них известны склонностью к насилию.
В этой связи в Карлсруэ и Келе срочно приготовлены «места временного задержания» на 300 человек. В Келе восстановлена закрытая было тюрьма прибрежного городка. 60 мест для «особых случаев» отведено в тюремном заведении Раштата. Всего на немецкой стороне мобилизовано 15 тыс. полицейских. На французской только в Страсбурге задействовано 10 тыс. полицейских и жандармов, а также 48 конников республиканской гвардии из Парижа. Как полагает председатель немецкого профсоюза полиции Райнер Вендт, увидев беспорядки этих дней в Лондоне, «можно представить, что ожидает нас в связи с саммитом НАТО».