Высокопоставленный иранский военачальник предупредил, что в случае агрессии со стороны Израиля Исламская Республика способна нанести удар по его ядерным объектам своими ракетами дальнего действия. Между тем внешнеполитические советники новой администрации США опасаются в ближайшие год-два резкого обострения ситуации в Персидском заливе. По их мнению, Иран может создать атомную бомбу через год, а предполагаемые поставки Тегерану российских комплексов С-300 могут спровоцировать войну между Израилем и ИРИ.
«Сегодня в Иране стоят на вооружении ракеты с дальностью более двух тысяч километров, таким образом, вся территория Израиля, в том числе его ядерные объекты, находятся в зоне поражения наших ракет», – заявил главнокомандующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Али Джафари. Как передает РИА Новости, он подчеркнул, что в случае нападения, в том числе со стороны Израиля или США, Иран «способен ракетным ударом отразить любую атаку противника».
По данным Associated Press, в ноябре Тегеран испытал новую ракету дальнего радиуса действия «Сажжиль», оснащенную твердотопливным двигателем, использование которого значительно повышает точность поражения цели. Кроме того, иранские военные объявили, что им удалось увеличить дальность полета боевых самолетов, состоящих у них на вооружении, и теперь они могут достичь территории Израиля и вернуться обратно без дозаправки.
Днем ранее заместитель командующего КСИР Мохаммад Херази сообщил, что у Ирана имеется план удара возмездия на случай израильской атаки. «Враг воздерживается от начала боевых действий, потому что он оценил ущерб, который понесет в случае войны с Ираном», – заявил Херази.
Наблюдатели предполагают, что подобные заявления иранских официальных лиц связаны с возможным приходом к власти в Израиле лидера правых Биньямина Нетаньяху, который является сторонником жесткого курса в отношении Тегерана и не исключает возможности нанесения удара по ядерным объектам Исламской Республики.
Между тем в среду группа экспертов из Вашингтонского института ближневосточной политики (ВИБП), близких к администрации Барака Обамы, опубликовала доклад, в котором утверждается, что Иран способен создать ядерное оружие в течение года и располагает сырьем для производства 50 боеголовок. В разработке этого документа приняли участие такие заметные фигуры американской внешней политики, как Деннис Росс, назначенный спецпосланником по иранскому вопросу, и Роберт Эйнхорн, который, как ожидается, будет заниматься в новой администрации вопросами нераспространения ядерного оружия.
Председатель Совета по оборонным исследованиям ВИБП Уильям Шнейдер отметил в ходе пресс-конференции, что Ирану удалось в последнее время нарастить свои мощности по обогащению урана. «Переход от низкообогащенного урана к высокообогащенному, особенно если иранцы увеличат число центрифуг, займет относительно мало времени, возможно, пройдет год или около того до момента, когда они будут способны производить ядерное оружие», – констатировал Шнейдер. Кроме того, по его словам, в Иране имеются запасы урановой руды, которых хватит на 50 бомб.
Другой важный вывод из доклада американских экспертов касается предполагаемой продажи Ирану российских зенитно-ракетных комплексов С-300. Шнейдер указал, что сейчас в Тель-Авиве убеждены, что у них есть возможность устранить иранскую ядерную угрозу военными средствами. Однако, по его словам, если поставка российских ЗРК Тегерану станет реальностью, израильские лидеры могут счесть, что усиление иранской ПВО лишает их возможности ликвидировать опасность, и решат атаковать немедленно. «Именно передача Ирану С-300 может скорее всего заставить Израиль действовать, – пояснил Шнейдер. – Временные рамки становятся все уже, и нам нужно действовать быстро, если мы хотим добиться успеха».
Вместе с тем авторы доклада утверждают, что у США остается возможность совместно с Россией, Китаем и государствами Персидского залива убедить Иран не создавать ядерное оружие. По их мнению, если сделать издержки продолжения ядерной программы слишком высокими, особенно с помощью санкций в отношении иранского нефтегазового сектора, то Тегеран, который обычно демонстрирует прагматичный подход, может пересмотреть свои приоритеты.