Клинтон была убедительной с коллегами-сенаторами.
Фото Reuters
Хиллари Клинтон, назначенная Бараком Обамой на пост госсекретаря США, сообщила на слушаниях в Сенате, что новая американская администрация намерена назначить переговорщика, чтобы почти немедленно вступить в переговоры с Россией по вопросам дальнейшего сокращения ядерных вооружений. В числе важнейших тем будущего российско-американского конструктивного сотрудничества она назвала также вопросы борьбы с терроризмом, нераспространения оружия массового уничтожения, сохранения климата и реформу финансовых рынков.
Внешнеполитический курс нового президента США, который вступит в должность 20 января, обсуждался в рамках процедуры утверждения кандидатуры Клинтон Сенатом. В связи с вопросами, поднятыми ее коллегами по Сенату (Клинтон еще не отказалась от поста сенатора от штата Нью-Йорк), она высказала обеспокоенность вопросами энергетической безопасности и выразила мнение, что создаваемая при участии России организация сотрудничества газодобывающих стран может стать газовым аналогом ОПЕК, с которой США «пришлось бороться в течение 36 лет».
По словам Клинтон, администрация Обамы намерена расширить с партнерами в НАТО и ЕС дискуссии по энергетической проблематике, прежде всего связанные с поставками природного газа из России на международные рынки. При этом она уклонилась от поддержки предложения сенатора-республиканца Ричарда Лугара приравнивать приостановку поставок газа из России европейским союзникам по НАТО к прямому нападению на них, требующему от организации коллективного ответа в соответствии со статьей 5 ее Вашингтонского договора.
На слушаниях, участники которых практически единодушно выразили уверенность, что Клинтон будет утверждена Сенатом в качестве главы американского внешнеполитического ведомства, она сообщила о предстоящем смещении акцентов в действиях США на международной арене. По ее словам, Вашингтон будет делать больший упор на умную силу, в том числе дипломатические усилия, а не на грубую мощь. Предполагается не только активизировать работу американских дипломатов, но и расширить программы внешней помощи. США будут стараться «завоевать себе побольше друзей и иметь меньше врагов», сообщила Клинтон.
По словам Клинтон, Госдепартаменту США и имеющимся в настоящее время 260 американским представительствам за рубежом будут перепоручены некоторые задачи, в настоящее время решаемые Пентагоном. Эти планы, сообщила Клинтон, получили поддержку со стороны министра обороны США Роберта Гейтса, который согласился остаться в составе новой администрации. В этой связи Клинтон сообщила, что после утверждения в должности она явится в Конгресс с заявкой на дополнительное финансирование Госдепартамента и программ, за которые он отвечает.
По оценке участников слушаний и присутствовавших на них журналистов, в целом в изложении Клинтон внешнепополитический курс Обамы будет не намного отличаться от политики нынешнего президента Джорджа Буша. В то же время в какой-то степени новым моментом стало обещание Клинтон провести обзор политики США в отношении Северной Кореи и Ирана, создание ядерного оружия которыми Вашингтон считает неприемлемым. При этом США постараются по-новому строить свои действия в отношении Тегерана и даже, возможно, откроют в нем американское представительство.
Насколько новыми являются высказывания Клинтон по теме российско-американских отношений? Отвечая на этот вопрос «НГ», заместитель директора Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов отметил, что новая американская администрация определенно намерена исправить некоторые из упущений, допущенных при Джордже Буше. Это касается прежде всего переговоров по стратегическим вооружениям. Новая администрация определенно намерена активизироваться в этой области, в частности не теряя времени приступить к переговорам о выработке нового документа вместо завершающего свой срок Договора СНВ-1.
Как считает эксперт, можно рассчитывать на более предметные обсуждения темы ПРО, необходимость размещения элементов которой в странах Восточной Европы окружение Обамы, в отличие от нынешней администрации, не педалирует. Кроме того, намерение нового президента США более активно искать пути решения ядерной проблемы Ирана предполагает в том числе и использование контактов с Москвой, имеющей определенное влияние на эту страну.