Избранный президент США Барак Обама завершил формирование внешнеполитической команды, назначив в качестве руководителей второго эшелона сотрудников бывшей администрации Билла Клинтона. С учетом подобранных ранее министров, прежде всего глав Госдепартамента и Пентагона, комментаторы оценивают внешнеполитический и силовой блок новой администрации как команду звезд, потенциально способных не только засверкать, но и вступить в острую конкуренцию между собой.
Самой яркой из звезд будущей администрации считают Хиллари Клинтон, покидающую сенатское кресло ради кабинета госсекретаря на седьмом этаже Госдепартамента. Она не только бывшая первая леди, но и один из трех претендентов на президентский пост в прошедшей избирательной кампании, назначенных министрами. Перед рождественским отпуском (который он проводит с семьей на Гавайях) Обама принял ее предложение назначить двух заместителей госсекретаря, а не одного, как раньше.
Заместителем госсекретаря, отвечающим за общие внешнеполитические вопросы, станет 55-летний Джеймс Стейнберг, являвшийся при Билле Клинтоне заместителем помощника президента по национальной безопасности. Другой заместитель – 53-летний Джейкоб Лью – будет отвечать за административное управление и бюджетные вопросы. При Клинтоне, он возглавлял Административно-бюджетное управление Белого дома.
Назначение влиятельного в бюджетных делах специалиста заместителем госсекретаря рассматривается знатоками Вашингтона как явный признак намерения Хиллари побороться за «большие деньги» – увеличение бюджетных ассигнований Госдепартаменту.
Известно также о намерении Клинтон создать группу послов по особым поручениям, каждому из которых будет поручена острая проблема или проблемный регион. Уже известны два таких кандидата. Это прежде всего Билл Клинтон, муж Хиллари, которому она собирается доверить Индию и Пакистан. Второй спецпосол – в свое время отличившийся на Балканах бывший помощник госсекретаря Ричард Холбрук, которому, возможно, сейчас поручат Иран и Афганистан.
Как ранее сообщалось, еще на один год согласился остаться нынешний глава Пентагона Роберт Гейтс. Его заместителем станет бывший клинтоновский министр ВМС Ричард Данциг.
Помощником президента по национальной безопасности Обама назначил бывшего командующего корпусом морской пехоты, а затем главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерала Джеймса Джонса. Ныне он получил заместителя. Им станет Том Донилон. Энтони Блинкен назначен помощником вице-президента по национальной безопасности.
В число руководителей силовых структур вошел также бывший глава Тихоокеанского командования США адмирал в отставке Деннис Блэр, который в качестве директора Национальной разведки будет руководить работой всех 16 американских разведывательных служб.
«Команда, которую мы собрали, как нельзя лучше подходит для того, чтобы встретить стоящие сегодня перед нами глобальные вызовы», – считает Обама. Американские комментаторы признают, что команда Обамы действительно составлена из тяжеловесов американской политики. Это прежде всего Клинтон, Гейтс и Джонс. В то же время они, по прогнозам, могут вступить в острое соперничество между собой в борьбе за влияние и бюджетные средства. В частности, уже сейчас, как стало известно СМИ, Хиллари Клинтон поставила вопрос о необходимости расширения ответственности Госдепартамента и повышения финансирования его программ. Она высказывается за расширение программ внешней помощи.
Клинтон настаивает также на том, чтобы Госдепартамент проводил координацию действий ведомств американской администрации на международной арене в связи с борьбой с глобальным экономическим кризисом. С учетом остроты кризиса и первостепенной важности международных усилий по борьбе с ним это способно в значительной степени повысить роль госсекретаря США.
Обращает на себя внимание, что Гейтс, работавший до этого при семи президентах, спокойно отнесся к планам Клинтон. По его мнению, выделяемых дипломатическому ведомству 36 млрд. долл. в год явно недостаточно и бюджет Госдепартамента надо увеличить. Как считает Гейтс, в своих действиях за рубежом США должны меньше опираться на грубую силу и больше использовать силу мягкую, прежде всего рычаги дипломатии и экономической помощи.
На показную уступчивость министра явно подтолкнула недавняя проверка программ восстановления в Ираке, проводившихся с 2003 года под руководством Пентагона. Она показала, что военное ведомство использовало выделенные на эти цели 117 млрд. долл. крайне неэффективно. По всем признакам Пентагон готов впредь уступить подобные неблагодарные задачи специалистам из внешнеполитического ведомства.
По мнению директора Института США и Канады члена-корреспондента РАН Сергея Рогова, внешнеполитический и силовой блок новой американской администрации действительно сильная команда. В основном это люди центристской ориентации, не связанные с леволиберальными кругами, которые первоначально выдвинули Обаму. При этом использование кадров Билла Клинтона – неизбежный шаг. Партия, приходящая в Белый дом, всегда черпает руководящие кадры из среднего эшелона прошлых администраций этой партии.
Как считает эксперт, в целом руководящее звено администрации выглядит довольно сбалансированно. В нем помимо людей Клинтона есть люди, связанные карьерой с республиканцами. Это Гейтс и генерал Джонс. Показательно, что сам Обама консультировался с бывшим помощником Джорджа Буша-старшего по национальной безопасности Брентом Скоукрофтом. Новый президент сможет держать под контролем свою команду, хотя роль Госдепартамента явно должна возрасти. Это связано, в частности, с тем, что США предстоит перейти к более активному использованию мягкой силы, так как ставка администрации Буша на задействование за рубежом военной силы за семь последних лет исчерпала ресурсы страны.