Сенатор Лугар – сторонник российско-американского сотрудничества.
Фото Reuters
В минувшую среду, 17 декабря, в Московском центре Карнеги прошла встреча столичных экспертов в области стратегических наступательных вооружений с американским сенатором, членом Комитета по международным делам Сената США от Республиканской партии Ричардом Лугаром. Сенатор пробудет в столице три дня, и в его планах много интересных дискуссий с самыми компетентными отечественными политиками и специалистами.
Экспертное сообщество Москвы было крайне заинтересовано в комментариях сенатора Лугара по поводу того, как избранный президент США Барак Обама будет относиться к России и возможен ли при его непосредственном участии прорыв в области контроля над стратегическими вооружениями, практически полностью проигнорированный Джорджем Бушем. Тем более что 5 декабря будущего года истекает срок действия Договора СНВ-1, ограничивающего такие вооружения и создавшего систему контроля над ним и доверия между двумя странами. Но все двусторонние переговоры по продлению этого документа или по замене его другим, более простым и эффективным соглашением заканчиваются неудачей. Так же, как безрезультатно закончилась встреча в минувший понедельник в Москве заместителя госсекретаря США Джона Руда и заместителя министра иностранных дел России Сергея Рябкова.
«Чего ждать от Обамы, будет ли заключено соглашение по СНВ-1 и примет ли во внимание новый президент США российскую озабоченность по поводу третьего позиционного района американской ПРО в Польше и Чехии?» – спрашивали эксперты сенатора.
Конкретных, исчерпывающих ответов не последовало. Впрочем, это было невозможно. Их час еще не наступил. Ричард Лугар только заметил, что предложения по СНВ и ПРО, что привозила в Москву делегация Джона Руда, – предложения уходящей администрации. У представителей Обамы будут другие аргументы, которые сейчас только вырабатываются. Необходимо время, чтобы они стали руководством к действию. Сказал сенатор и о том, что новый президент США – приверженец ограничения стратегических вооружений и контроля за нераспространением оружия массового поражения. В его команде люди, профессионально владеющие этой тематикой. В том числе и министр обороны Роберт Гейтс, госсекретарь Хиллари Клинтон. Но четкой и окончательной позиции о будущей судьбе европейской стратегической ПРО у Барака Обамы пока нет. Он, как не раз заявлял, хочет убедиться в ее эффективности и результативности, а до того пока воздержаться от каких-либо решений. Кроме того, на ситуацию большое влияние может оказать экономический, финансовый и даже продовольственный кризис, дыхание которого все острее чувствуется в США, и избранный президент хочет сосредоточить внимание в первую очередь на этих проблемах.
Сенатор напомнил ситуацию с разработкой программы «Совместного уменьшения угрозы». «Американские законодатели не хотели выделять тогда на нее средства, – рассказывал он. – Говорили, пусть русские сами на свои деньги уничтожают излишки своего оружия массового поражения. Почему мы за это должны платить?» «Огромных трудов, – заметил Ричард Лугар, – стоило мне и моему коллеге Сэму Нанну убедить их, что США очень выгодно помочь русским разделаться с их ракетами и субмаринами. Не будет у них всего этого, безопасность Америки только окрепнет».
Намек был понят. США пойдут на заключение юридически обязывающих договоренностей и компромиссов с Россией по проблемам СНВ и ПРО только в том случае, если им это будет выгодно. А как этого добиться, нужно уже думать нам.
Напомним, сенатор Лугар известен в России как один из самых авторитетных американских специалистов в области контроля над вооружением. По его инициативе и при поддержке конгрессмена Сэмуэля Нанна в середине 90-х годов прошлого века была создана программа «Совместного уменьшения угрозы», названная затем «Программой Нанна–Лугара», по которой Соединенные Штаты выделяли в помощь России средства на безопасное хранение и ликвидацию ее систем и оружия массового поражения – выведенных из боевого состава атомных подводных лодок, на безопасное хранение ядерных реакторов, переработку жидких и твердых ядерных отходов, утилизацию снятых с боевого дежурства стратегических ракет и переработку их топлив и окислителя, ликвидацию запасов химического оружия┘
Программа действовала с 1995 года по 1999-й, а затем была продлена до 2006-го. В частности, на средства американских налогоплательщиков, а это как минимум около 500 млн. долл., в России были значительно укреплены системы безопасного хранения ядерного оружия и ядерного топлива, предназначенного для атомных реакторов субмарин, оказана серьезная поддержка системе утилизации атомных подводных лодок и химического оружия.
В 2005 году сенатор Ричард Лугар привез в Россию мало кому известного тогда сенатора Барака Обаму по его просьбе. Лугар познакомил Обаму с процессом утилизации твердотопливных ракет, организованным на американские деньги в Перми. Там, кстати, с американцами произошел неприятный инцидент, когда местные «пинкертоны» задержали вылет их самолета из города, чуть ли не обвинив в нарушении границы страны и шпионаже.
Остается надеяться, что тот эпизод останется в памяти Барака Обамы только как курьез.