Рекордные скидки – рекордная давка.
Фото Reuters
Сегодня избранный президент США Барак Обама официально предложит Хиллари Клинтон и Роберту Гейтсу занять ведущие посты в своей администрации – госсекретаря и министра обороны соответственно. Назначение этих политиков неизбежно усилит вопросы в обществе по поводу готовности Обамы произвести перемены в Вашингтоне. При этом отдельный повод для таких сомнений дал состав экономической команды избранного президента, главные игроки которой, как выясняется, сами способствовали созданию причин, вызвавших серьезнейший финансовый кризис.
Впрочем, никто из высоких назначенцев – ни будущий министр финансов Тимоти Гейтнер, ни руководитель Национального экономического совета Лоренс Саммерс, как и человек, которого они считают своим учителем – бывший министр финансов США Роберт Рубин, о своей вине в создании финансовой турбулентности говорить не хотят. В опубликованном в конце минувшей недели интервью газете Wall Street Journal Рубин, который возглавлял Минфин при президенте США Билле Клинтоне, заявил, что кризис был спровоцирован целым комплексом условий, включая «цикличную недооценку рисков, раздувание пузыря на рынке жилья и неверные рейтинги класса ААА (свидетельствующие о высокой степени надежности). Почти никто не думал, что такое маловероятное развитие событий станет возможным».
Экономист уверен, что его репутация незаслуженно пострадала из-за нынешнего финансового шторма, так же как и авторитет Алана Гринспена – бывшего главы Федеральной резервной системы США. По мнению многих аналитиков, именно Гринспен «просмотрел» предпосылки кризиса на рынке ипотечного кредитования США, вылившегося в глобальные финансово-экономические проблемы.
Критики сравнивают 70-летнего Рубина с экс-министром обороны Дональдом Рамсфелдом за особую черту характера обоих не признавать собственные просчеты. Так, в том же интервью WSJ экономист переложил ответственность за проблемы американского гиганта Citigroup Inc на плечи сотрудников, которые недолжным образом реализовывали политику банка, разработанную при участии Рубина, и на неустойчивость финансовой системы. По данным New York Times, работая в Citigroup Inc, экс-министр финансов стал архитектором стратегии, предполагавшей участие банка в рискованных инвестиционных предприятиях, включая операции с ценными бумагами по малообеспеченным ипотечным кредитам sub-prime. В итоге американские налогоплательщики теперь вынуждены спасать Citigroup, которая получила десятки миллиардов долларов из антикризисного пакета правительства, чтобы избежать банкротства.
Без Рубина мегабанки, подобные Citigroup Inc, могли вообще не появиться на свет. Именно Рубин, а впоследствии и его преемник на посту министра финансов Саммерс помогли снять ограничения на деятельность коммерческих банков, закрепленные законодательно еще в период Великой депрессии. Благодаря этому банки смогли не только заниматься кредитованием и принимать депозиты, но и выпускать на рынок ценные бумаги (например, сложные инструменты – деривативы).
Что же касается Тимоти Гейтнера, он, как отмечает Bloomberg, приложил руку к решению властей позволить упасть одному из столпов американской финансовой системы – банку Lehman Brothers, банкротство которого усугубило проблемы кредитного рынка.
По мнению экспертов, решение Обамы привлечь в команду ветеранов клинтоновской администрации, возможно, отчасти продиктовано тем, что Гейтнер и Саммерс способны привести в порядок финансовую систему, раз уж они способствовали в свое время ее дерегуляции. Ведь они, как лисы, должны знать все норы в курятнике, в который лазили и который теперь сами будут чинить. Насколько активно они будут консультироваться со своим учителем Рубином – вопрос открытый. Хотя Рубин заслужил себе авторитет за грамотные действия в период азиатского финансового кризиса в 1990-х, сейчас его рецепты могут оказаться устаревшими, ведь американскую экономику придется лечить от другой болезни.
Внимание к состоянию экономики страны не ослабляется, несмотря на то что американцы постепенно погружаются в предрождественскую атмосферу. Торговые сети в минувшую пятницу пошли на беспрецедентные акции, объявив сразу о 70-процентных скидках на товары. Крупнейшей сети универмагов Wall Mart и ее конкурентам в условиях кризиса особенно важно добиться поставленных задач – получения трети годового оборота в период декабрьских распродаж. Население как будто готово активно покупать. В минувшую пятницу желающие приобрести товары со скидкой вели себя так, что дело даже дошло до трех убийств: покупатели затоптали сотрудника торгового зала в одном из магазинов Wall Mart, а еще двое людей, как сообщается, погибли, устроив перестрелку из-за игрушек. Но статистика неутешительная: в этом сезоне американцы готовы потратить на подарки чуть больше 600 долл. – значительно меньше, чем в 2007-м.