Глава МАГАТЭ Мохамед Эль-Барадей ждет от Ирана более активного сотрудничества.
Фото Reuters
Согласно новому докладу гендиректора МАГАТЭ Мохамеда Эль-Барадея, Иран уже получил 630 кг ядерного топлива. Этого количества могло бы хватить для создания одной ядерной бомбы, отмечают американские эксперты. Российские и европейские специалисты, в свою очередь, подчеркивают, что в этом случае иранцам пришлось бы выслать международных инспекторов, чтобы осуществить дальнейшую переработку урана. А Тегеран вчера заявил, что продолжит сотрудничать с МАГАТЭ.
Доклад гендиректора Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ Мохамеда Эль-Барадея пока не опубликован. Он будет обнародован на заседании Совета управляющих агентства 27 ноября. Документ, с которым ознакомился корреспондент «НГ», занимает четыре страницы.
Это отчет Эль-Барадея по темпам развития ядерной программы Исламской Республики с сентября по настоящий момент. Согласно документу, Тегеран, несмотря на требования трех резолюций Совета Безопасности ООН, не приостановил свою ядерную деятельность, продолжает развивать ее, планируя к запуску новое оборудование для обогащения урана и препятствуя инспекциям на предприятии, где будет нарабатываться плутоний. И уран, и плутоний могут быть использованы для производства ядерного оружия.
В новом докладе МАГАТЭ, в пункте Е, озаглавленном «Возможные военные измерения» программы, сообщается, что у МАГАТЭ практически нет информации о конструировании или производстве иранцами компонентов для ядерного оружия, или о связанных с этим физических исследованиях. Барадей лишь отмечает, что агентство не установило фактов использования ядерных материалов в связи с этими исследованиями.
Однако американских экспертов беспокоит количество опасных материалов, уже полученных иранцами. Речь идет не о российских топливных сборках, доставленных в Иран для АЭС «Бушер», которые, как отмечается в докладе, по-прежнему опечатаны агентством. А о 630 кг низкообогащенного урана (НОУ), наработанного иранцами в Натанзе. По словам Ричарда Гарвина, ведущего американского физика-ядерщика, участвовавшего в создании водородной бомбы, этого достаточно, чтобы создать одну бомбу. В интервью New York Times Гарвин отметил: ясно, что иранцы научились обогащать уран, но неизвестно, сумеют ли они создать саму бомбу.
Российские и европейские эксперты, опрошенные «НГ», были более осторожны в оценках. Так, в Курчатовском институте «НГ» заявили, что иранцам потребовалось бы около тонны низкообогащенного урана для выделения 25 кг высокообогащенного урана, необходимых для одного взрывного ядерного устройства. Иранцы столкнулись бы при этом с техническими проблемами – им пришлось бы менять конфигурацию каскадов из центрифуг, которые до сих пор обогащали уран для получения низкообогащенного топлива для реакторов. Именно получение топлива для АЭС, как утверждают в Тегеране, и является конечной целью ядерной программы.
В свою очередь, Шэнон Кайл, руководитель Программы по нераспространению и контролю над ядерными вооружениями SIPRI (Стокгольм), в интервью «НГ» заявил, что иранцам потребовалось бы 700–1000 кг НОУ для получения бомбы. «Важно отметить, что низкообогащенный уран не может использоваться в оружейных целях – для этого требуется, чтобы степень обогащения изотопа U-235 составляла около 90%. МАГАТЭ же говорит о низкообогащенном уране (примерно до 4–4,5%)». Эксперт отметил, что, если бы иранцы решили переработать низкообогащенное топливо, у них было бы два пути: «Либо выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия и выслать инспекторов МАГАТЭ и дообогатить уран на своих известных предприятиях. Либо украсть часть НОУ, который находится под контролем агентства, и переработать его в высокообогащенный уран на секретном объекте где-то в Иране. Полагаю, что американские аналитики несколько преувеличивают и упрощают», – сказал Кайл.
В докладе МАГАТЭ также выражается озабоченность в связи с тем, что инспекторов не допустили на объект в Араке, где строится тяжеловодный реактор. Продуктом его деятельности будет плутоний, 8 кг которого достаточно для создания атомной бомбы. «Иранцам потребуется еще несколько лет, чтобы запустить реактор в Араке. Пока нет доказательств, что страна осуществляет эксперименты, которые позволили бы перерабатывать отработавшее ядерное топливо с Арака. Конечно, если только у них нет какой-то секретной программы», – сказал Шэнон Кайл.
На имеющихся центрифугах для обогащения иранцы производили в последние месяцы примерно по 2 кг НОУ в день, отмечается в докладе МАГАТЭ. В следующем году страна намерена запустить новые центрифуги в дополнение к уже имеющимся 3 тыс. На днях президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад предостерег Запад от нарушения прав иранского народа в ядерной сфере. Выступая на многотысячном митинге в рамках рабочей поездки в северо-западную провинцию Занджан, он заявил: «Если недоброжелатели нарушат права иранской нации, наш народ отсечет им руки и ноги занджанскими ножами», – сообщает ИТАР-ТАСС.
В то же время замглавы Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Саиди пообещал, что Тегеран будет сотрудничать с МАГАТЭ «всеобъемлющим и конструктивным образом в соответствии со своими правовыми обязательствами».