Президенту Дмитрию Медведеву удалось произвести неплохое впечатление в ходе первого визита в Вашингтон. Такой вывод можно сделать из отзывов о пребывании российского лидера в столице США, которые исходят от журналистов и политологов.
Медведев, похоже, решил за океаном свою важную проблему – он показал, что может выступать самостоятельной политической фигурой. «Дмитрий Медведев, который впервые в должности российского лидера появился в столице США, был не таким, каким его обычно видят русские дома. Он выглядел уверенным, даже излучал шарм и обращался в субботу к грядущей администрации Барака Обамы в духе сотрудничества», – так отзывается о выступлении российского лидера перед Советом по международным отношениям агентство Associated Press. Судя по реакции, американцы ждали от Медведева резких высказываний и «нелепого подражания его предшественнику – Владимиру Путину».
ПРО потепление?
Ведущие американские издания вынесли вчера в заголовки высказанную Медведевым надежду на то, что победа на президентских выборах демократа Барака Обамы приведет к потеплению в российско-американских отношениях. Активно цитировались слова российского лидера о необходимости его скорейшей личной встречи с Обамой и об областях, которым Москва и Вашингтон могли бы в 2009 году уделить первоочередное внимание. Это вопросы стратегической безопасности и глобальный финансово-экономический кризис. Реже упоминалось о заявленной в субботу готовности Москвы к нормализации и расширению сотрудничества с НАТО.
Медведев говорил представительной аудитории, и прежде всего советнику Обамы экс-госсекретарю Мадлен Олбрайт, приятные слуху американцев вещи. О том, что он намерен работать над совершенствованием системы правосудия и бороться с коррупцией в России, поддерживать усилия по дипломатическому решению проблем ядерных программ Ирана и Северной Кореи, вводить в строй новые месторождения энергоресурсов и др. Обнародованное им в Послании Федеральному собранию 5 ноября недвусмысленное предупреждение о готовности России при необходимости развернуть ракетные комплексы «Искандер» в Калининградской области в случае реализации плана Вашингтона разместить объекты противоракетной обороны США в Польше и Чехии было максимально смягчено: «У нас сейчас есть очень хорошие возможности к тому, чтобы эту проблему развязать. Договориться или о глобальной системе защиты, в том числе от стран-изгоев, от тех государств, которые вызывают какие-то подозрения, или как минимум найти какие-то решения по тем программам, которые уже существуют, которые устроят Российскую Федерацию». Примирительные нотки и отсутствие ультимативной интонации сразу отметили в Вашингтоне.
Российский лидер полагает, что вопрос ПРО мог бы стать хорошей темой для начала диалога с новой американской администрацией. Хотя в этом можно усомниться. Так, вчера журнал Time предположил, что развертывание третьего позиционного района ПРО в Европе продолжится, отметив, что в его поддержку выступают оба ведущих претендента на пост министра обороны в администрации Обамы – Роберт Гейтс и Ричард Данциг. Да и помощники избранного президента, как подчеркивает издание, говорят, что Обама высказывался за развертывание системы, если будет доказана ее техническая состоятельность. На руку многомиллиардному проекту ПРО будто бы играет и тот факт, что отказ от него в начале президентского срока Обамы воспринимался бы как проявление слабости американского лидера.
Саркози как элемент новой архитектуры безопасности
Так или иначе, Медведеву еще предстоит окончательно нейтрализовать негативный эффект от своего заявления 5 ноября о потенциальном размещении «Искандеров» в самой западной точке России. Помочь в этом могли бы европейские партнеры, и прежде всего президент Франции Николя Саркози, с которым у Медведева сложились конструктивные отношения. Дело дошло до того, что известное критическим настроем к России левое французское издание Nouvel Observateur опубликовало статью под заголовком «Сарко русский». В ней рассказывается, как в сентябре французский лидер смог заполучить подпись Медведева под планом об урегулировании на Кавказе. Тогда Саркози якобы сказал российскому коллеге: «Дмитрий, тебе 42. Ты молодой лидер с хорошим имиджем. Это невероятный шанс, не упусти его. Если ты откажешься, я не смогу помешать европейцам ввести против тебя санкции. Ты хочешь жить как изгой?»
С тех пор Саркози и Медведев не скрывают взаимного расположения друг к другу. В Москве по достоинству оценили призыв хозяина Елисейского дворца «не говорить» о развертывании американской ПРО в Европе (как и российских «Искандеров» под Калининградом) до проведения в следующем году встречи в рамках ОБСЕ по новому договору о европейской безопасности – инициативе Медведева. По оценкам наблюдателей, новая архитектура европейской безопасности, которую Медведев регулярно рекламирует, помогла бы Москве сузить пространство для односторонних маневров Вашингтона и по возможности заручиться поддержкой европейцев при урегулировании разногласий с США. Медведев предлагает создать организацию, которая объединила бы все государства Европы и основные организации – НАТО, Евросоюз, СНГ, ОДКБ.
Примечательно, что позиция советников Обамы в отношении Москвы более положительная, чем у действующего президента Джорджа Буша. Она главным образом опирается на роль Европы, отметил в интервью «НГ» Жорж Соколофф, доктор политических наук, советник Института прогнозирования и международной информации (Париж). «В отношениях с Россией первая роль принадлежит Европе, а не Америке, говорят советники избранного президента США», – сказал Соколофф. По его мнению, Саркози мог бы выступить неплохим посредником между Москвой и Вашингтоном, хотя в данный момент, пока не сформирована администрация Обамы, такое посредничество не слишком востребовано.