Президент Бразилии Лула да Силва: мировая архитектура рассыпалась, как карточный домик.
Фото Reuters
Подготовительные мероприятия к саммиту «группы 20» в Вашингтоне выявили заметные расхождения между его участниками по важнейшей теме обсуждений – путях реформирования мировой финансовой системы. При этом линия Москвы на радикальный пересмотр существующих институтов и правил может оказаться в прямом противостоянии с подходом ее партнеров по «большой восьмерке».
Саммит «группы 20», который состоится 14–15 ноября в Вашингтоне, готовила состоявшаяся в субботу и воскресенье в бразильском Сан-Паулу встреча министров финансов этой группы, объединяющей наиболее развитые промышленные страны («большая восьмерка») и крупные развивающиеся страны. До этого, в пятницу, в Брюсселе прошел краткий неформальный («обеденный») саммит Евросоюза по этой же теме.
Саммит Евросоюза сформулировал общую позицию этой организации. «Мы подготовили пакет мер, которые представим на саммите в Вашингтоне. Нашим зарубежным партнерам мы предложим конкретные меры, по которым у нас единые позиции», – сообщил по завершении встречи председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. В итоговом документе саммита заявлено, что функции по защите экономики от кризисов будут возложены на МВФ. «Инструменты МВФ, – говорится в нем, – должны быть пересмотрены и модернизированы, а его фонды значительно увеличены, чтобы дать ему возможность эффективно поддерживать страны, пострадавшие в результате кризиса». ЕС рассчитывает, что практические принципы функционирования мировой экономики должны быть выработаны в течение 100 дней с момента саммита в Вашингтоне. Евросоюз надеется также получить собственное место в МВФ, но при этом сократить размеры финансовых обязательств входящих в него стран за счет их увеличения у Китая.
В то же время в Брюсселе, по всем признакам, не прошли французские предложения о более широких, в определенной степени наднациональных усилиях по борьбе с кризисом. В ЕС против этого возражали Германия, Великобритания и Люксембург. В этом виде позиция ЕС приблизилась к подходам нынешней американской администрации и лично президента США Джорджа Буша, который с самого начала с недоверием отнесся к попыткам радикального пересмотра роли МВФ, где США играют ведущую роль.
Правда, президент Франции Николя Саркози не отказался от выдвинутых им ранее призывов провести и саммит «большой восьмерки», расширенной до 14 участников.
Расхождения линий проявились и на прошедшей в Сан-Паулу встрече министров финансов стран, входящих в «группу 20». Российскую сторону на ней представлял вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин.
При этом собственно позиция Москвы была предопределена в Послании президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию. Он, в частности, заявил, что Россия готова активно участвовать в преодолении мирового финансового кризиса и уже подготовила ряд предложений. Медведев высказался за создание механизмов, «блокирующих ошибочные, эгоистические, а подчас просто опасные решения некоторых членов мирового сообщества». Ранее он высказался в пользу повышения эффективности глобальных финансовых институтов и перехода к политике множественности мировых финансовых центров и резервных валют.
Близкий к этому подход проявился и в позиции других стран, которые вместе с Россией объединяют аббревиатурой БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Как в выступлениях представителей этих стран на форуме в Сан-Паулу, так и на их отдельной неформальной встрече прозвучали высказывания в пользу проведения «фундаментальной реформы международных финансовых институтов».
Как заявил на открытии форума «группы 20» президент Бразилии Лула да Силва, мировая финансовая архитектура «рассыпалась как карточный домик» и растущие страны должны сыграть важную роль в ее перестройке. В число предложенных им мер входит и расширение «большой восьмерки» даже до 15 стран, и повышение роли «группы 20». Российская позиция может частично войти в «план БРИК», который предполагается изложить на саммите «группы 20» в Вашингтоне. Это создает возможность прямого столкновения двух подходов в ходе предстоящего саммита. При этом полярные позиции будут занимать Запад в лице США и Евросоюза и Восток, представленный главным образом странами БРИК.