Верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Джеймс Крэддок намерен начать военное планирование для обеспечения безопасности стран Балтии и Польши как соседних с РФ государств. Его предложение будет рассмотрено министрами обороны стран – членов альянса в Будапеште в конце этой недели. Подобные планы, которые могут предполагать размещение военных баз НАТО в этих странах, автоматически вынудят Москву на ответные шаги.
В четверг и пятницу в Будапеште состоятся сразу два важных мероприятия, которые способны в перспективе повлиять на стратегическую обстановку в Европе. В столице Венгрии пройдет неформальная встреча глав оборонных ведомств стран – членов НАТО, а также первое заседание Комиссии Грузия–НАТО на уровне министров обороны, где будет обсуждаться практическая поддержка альянса Грузии. По данным «НГ», натовцы дадут оценку оборонным потребностям Тбилиси, поговорят о восстановлении грузинской военной инфраструктуры, а также о декабрьском саммите альянса, на котором «будет дана первая оценка готовности Грузии присоединиться к Плану действий по членству в НАТО».
В Будапеште министры продолжат также обсуждать последствия конфликта в Закавказье для безопасности блока в целом. И первую скрипку в этой дискуссии предстоит играть главе Пентагона Роберту Гейтсу. Ему поможет генерал Крэддок.
Крэддок «пощупал пульс» у Схеффера
Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай подчеркнул «НГ» неформальный характер встречи министров. Известно, однако, что будут обсуждаться «планы на экстренный случай». Пентагон ежегодно готовит около 50 подобных планов. На случай, например, переброски Россией дивизии в Калининградскую область будут намечены американские действия.
Высокопоставленные источники в Пентагоне заявили, что Крэддок настаивает на том, чтобы блок начал военное планирование по обеспечению безопасности стран Балтии, а также Польши. По данным AFP, американский генерал обсуждал с генсеком НАТО Яапом де Хоопом Схеффером, может ли он взять инициативу по подготовке планов на экстренный случай на себя либо обязан получить на это политическое разрешение высшего органа НАТО – Североатлантического совета. По словам американского чиновника, как таковое разрешение на подготовку военного планирования Крэддоку не требуется, однако генерал обратился к Схефферу, чтобы «прощупать пульс».
Обычное дело для НАТО
В Вашингтоне признают, что вопрос, «естественный для военного альянса, очень быстро политизируется» и вызывает разногласия среди союзников. Дипломаты отмечают, что инициатива Крэддока, поддержанная британцами, не находит поддержки у немцев и французов. Неформальная встреча министров обороны в Будапеште – как раз та площадка, где союзники смогут спокойно сверить часы и попытаться договориться. Однако в штаб-квартире НАТО в Брюсселе официально заявляют, что разногласий среди союзников по вопросу необходимости военного планирования нет. «Союзники разделяют мнение, что в XXI веке могут потребоваться различные меры для осуществления главной функции НАТО (обеспечения коллективной безопасности) – планирование на экстренный случай, командно-штабные и полевые учения», – сказал в интервью «НГ» Аппатурай.
Представитель НАТО заявил «НГ»: «Союзники имеют взаимные обязательства по коллективной обороне в соответствии с пятой статьей Вашингтонского договора. В течение последних почти 60 лет мы осуществляли планирование, необходимое для обеспечения этой основной функции союза. Речь шла не только о планировании, но и о проведении учений, развитии возможностей. Если принимаются решения по продвижению новых планов для обеспечения основной функции НАТО, этому не надо удивляться и не стоит воспринимать это как угрозу кому-либо. Это – традиционное оборонное планирование для защиты территории НАТО. Мы всегда делали и всегда будем этим заниматься». Как отметил Аппатурай, после августовского конфликта в Закавказье активизировалась публичная дискуссия по теме планирования «на экстренный случай», но «базовые принципы не изменились».
Проверка для ОДКБ
Как отразится разработка экстренных планов НАТО на отношениях альянса с Россией? В штаб-квартире альянса выражают надежду, что любая страна за пределами НАТО воспримет «какую бы то ни было подготовку к коллективной обороне, включая планирование, как чисто оборонную деятельность, обычную для НАТО и ни в коей мере не представляющую угрозу для кого бы то ни было».
Однако в экспертном сообществе полагают, что такой шаг Брюсселя мог бы повлечь серьезные военно-политические последствия. Так, генерал-полковник Виктор Есин, бывший начальник главного штаба РВСН, рассказал «НГ», что исходя из принятых принципов военного планирования предусматривалось бы создание баз НАТО на территориях стран Балтии и Польши: «Я полагаю, что создавались бы именно базы для хранения вооружения и техники, чтобы в случае обострения обстановки можно было срочно перебросить туда силы быстрого развертывания. Раньше на территории Прибалтики и в Польше НАТО не собиралась разворачивать свои базы, а сейчас она, видимо, к этому решению может прийти». По словам Есина, такие шаги Брюсселя нарушили бы стратегическую стабильность в Европе. «Тогда Россия вынуждена будет реагировать со своими союзниками по Договору о коллективной безопасности (ОДКБ). И речь пойдет о развертывании наших баз в Белоруссии».
Павел Золотарев, замдиректора Института США и Канады скептически относится к инициативе Крэддока, «потому что она наверняка не будет поддержана внутри НАТО». «Само планирование не предполагает, что это будут обязательно планы, которые потребуют изменения состава и дислокации группировки войск мирного времени. Если НАТО начнет военное планирование для стран Балтии и Польши, она может окончательно убедить нас в своей антироссийской направленности», – сказал Золотарев в интервью «НГ».
Славомир Дембский, директор Польского института международных дел (Варшава), так прокомментировал «НГ» ситуацию: «Страны Балтии считают, что, если у НАТО есть планы для защиты Италии, Испании, Германии и планирование обороны их территорий идет постоянно, к ним, прибалтам, тоже должно быть соответствующее отношение. Проблема тут даже не в особенной угрозе, это вопрос положения стран Балтии внутри альянса». По его словам, серьезных последствий инициатива Крэддока для отношений России и НАТО иметь не будет: «Россия строит особые военные отношения с Белоруссией, и это не отражается на взаимодействии с альянсом. Мы уверены, что от России не исходит военной угрозы. У большинства стран – членов НАТО такая уверенность есть. Также и с военным планированием НАТО: если речь идет о технических процедурах, не имеющих политического антироссийского подтекста, это никак не отразится на отношениях РФ и НАТО».