В ближайшую пятницу в Вашингтоне встретятся министры финансов G7. Основной темой обсуждения станут пути выхода из глобального финансового кризиса. Наблюдатели не ожидают от рандеву министров серьезных прорывов. Но эта дискуссия может стать еще одним шагом на пути к изменению правил игры мировой финансовой системы, инициатором которого стала Европа. России в этом процессе пока отводится второстепенная роль.
В минувший уикенд в Париже состоялась встреча глав государств и правительств ведущих европейских экономик. В ней приняли участие президент Франции Николя Саркози, премьер Великобритании Гордон Браун, канцлер ФРГ Ангела Меркель и глава правительства Италии Сильвио Берлускони. Лидеры выразили удовлетворение состоявшейся дискуссией, по итогам которой приняли заявление из 19 пунктов. Однако наблюдатели отмечают, что конкретных решений на саммите было принято немного.
По оценке влиятельной Wall Street Journal, ключевым моментом парижского рандеву можно считать то, что в отличие от США, где власти не стали спасать от банкротства крупный банк Lehman Brothers, страны Евросоюза не допустят разорения банков. Ликвидность для поддержания жизнеспособности банковских систем и сохранения возможности кредитования бизнеса будет обеспечена, в частности, за счет крупных вливаний Европейского инвестиционного банка. Эти обещания, как и сам факт проведения встречи, направлены прежде всего на восстановление доверия избирателей и непосредственно игроков на финансовых площадках.
Каждая из европейских стран будет самостоятельно решать проблемы, возникающие в ее банковском секторе. Для этого лидеры согласились с необходимостью смягчить нормы, действующие в ЕС в сфере государственного субсидирования. Кроме того, возможно, временному пересмотру подвергнутся жесткие нормативы Евросоюза для бюджетов стран еврозоны, а именно положение о недопустимости превышения бюджетного дефицита 3% от ВВП страны. Уже до конца октября ожидается пересмотр норм бухгалтерского учета для европейских банков.
Развязывая руки национальным правительствам в борьбе с кризисом, «четверка» подчеркнула необходимость своевременного информирования соседей. Во что может обойтись отсутствие подобной координации на себе почувствовала Великобритания. Ведь после решения правительства Ирландии полностью гарантировать все банковские вклады в шести ведущих ирландских банках британские власти вынуждены были срочно увеличить сумму страхования вкладов с 35 тыс. фунтов до 50 тыс. Недовольны поведением Дублина также Париж и Берлин. Меркель заявила, что Еврокомиссия и Европейский центральный банк будут пытаться договариваться с ирландцами, которые переманивают в свои банки вкладчиков. Универсальным ответом на ирландский ход могло бы стать утверждение единой для ЕС схемы страхования вкладов. Конкретные предложения по решению этого вопроса Еврокомиссия должна представить в ближайшее время.
Наблюдатели отмечают: пока неясно, сможет ли Евросоюз в составе 27 стран найти эффективный способ координирования усилий по спасению банков. В Париже лидеры так и не договорились о создании единого фонда для выкупа неликвидных активов – по примеру одобренной президентом Джорджем Бушем 700-миллиардной «антикризисной кассы» в США. Возникли разногласия, кто и как стал бы управлять многомиллиардным проектом.
Еще более сложной задачей выглядит принятие мер по недопущению возникновения новых мировых кризисов. Смягчить шок или вовремя остановить разбухание спекулятивных пузырей должны новые нормы регулирования на финансовых рынках. «Четверка» призвала к «эффективной и всеобъемлющей реформе глобальной финансовой системы в соответствии с принципами прозрачности, здорового банковского бизнеса, ответственности и глобальной управляемости». Эти задачи европейцы намерены решать сообща со своими партнерами на саммите, который должен пройти «как можно скорее». Ранее Саркози говорил, что саммит пройдет в ноябре–декабре на уровне «большой восьмерки», возможно, с привлечением ведущих развивающихся экономик, не входящих в этот элитный клуб.
В ближайшее время состоится серия встреч, которые должны развить «парижские тезисы». Так, завтра ситуацию обсудят министры финансов стран – членов ЕС, а в пятницу, как передает агентство Kyodo, в Вашингтоне на уровне глав минфинов состоится встреча G7 (страны G8 без России). Интересно, что четыре лидера, встречавшиеся в Париже, назвали формат встречи Саммитом европейских членов G8. А Берлускони признался на пресс-конференции, что «восьмерка» сейчас не функционирует», но обосновал это не протестом западных стран против действий России в Закавказье и не гневом европейцев на Америку, откуда и пришел нынешний кризис, а сменой лидера в Японии.
Екатерина Кузнецова, директор европейских программ Центра изучения постиндустриального общества так разъяснила «НГ» возможную причину, почему российский лидер не присоединился к европейским коллегам: «Россия является реципиентом европейских финансовых вливаний, и ее роль в кризисе сейчас второстепенна: в основном российские банки и компании кредитуются в европейских банках, которые из-за недостатка ликвидности стали отказывать им в новых займах». Что касается грядущей встречи министров финансов G7 в Вашингтоне, то, по мнению эксперта, России было бы важно принять в ней участие. «Я бы восприняла отсутствие российского министра в Вашингтоне как тревожный звонок, связанный с августовскими событиями на Кавказе», – сказала Кузнецова.