До президентских выборов в США, назначенных на 4 ноября, остался месяц. Американские эксперты утверждают, что уже сейчас можно сказать, как страной будет управлять кандидат-демократ Барак Обама или его оппонент–республиканец Джон Маккейн. Москве при любом раскладе следует ожидать ужесточения американской политики.
Эксперты Newsweek проанализировали поведение обоих кандидатов в президенты в последние недели, ознаменовавшиеся тремя крупными внутриполитическими и внешнеполитическими событиями. Во-первых, это выборы сенатором Бараком Обамой и сенатором Джоном Маккейном своих напарников по бюллетеню – кандидатов в вице-президенты республиканки Сары Пэйлин и демократа Джо Байдена. Во-вторых, конфликт в Закавказье вокруг Южной Осетии. В-третьих, разразившийся финансовый кризис.
Журнал напоминает, что на фоне кризиса на Уолл-стрит Маккейн приостановил свою кампанию и пригрозил перенести дебаты по внешней политике с Обамой. Он занял позицию ястреба в отношении России, Ирака «и практически по всем остальным вопросам, быстро превратившись в Мистера Горячку». Newsweek характеризует республиканца как вспыльчивого, импульсивного и непредсказуемого политика. Взвешенная реакция на актуальные события со стороны Обамы позволяет изданию назвать его Мистером Хладнокровие – политиком четким, порой отчужденным и равнодушным, методичным.
Маккейн неоднократно называл себя «диссидентом», всегда готовым продвигать новые идеи и менять курс, быстро принимать решения и идти против устоявшихся взглядов даже внутри собственной Республиканской партии, отметила в интервью «НГ» директор Московского центра Карнеги Роуз Гетемюллер. По ее словам, можно не сомневаться, что в случае избрания он сохранит такой подход. Обама, в свою очередь, пытается выглядеть более спокойным, острожным и систематическим политиком, способным принимать решения, не впадая в панику. «Кандидат-демократ таким образом нейтрализует обвинения в свой адрес в том, что он молод и неопытен, и плохо разбирается в том, что происходит в Вашингтоне. На мой взгляд, настало время для спокойного и методического подхода. Я – сторонник Обамы», – сказала наша собеседница.
Поведение Обамы в последние недели, по мнению американских наблюдателей, показывает, что он может быть предсказуемым. Еще несколько месяцев назад ведущие российские эксперты указывали на якобы более очевидную предсказуемость Маккейна как на едва ли не главную причину того, что именно с президентом-республиканцем Москве было бы удобнее иметь дело. Но сейчас этот аргумент, похоже, ослабевает.
Роуз Гетемюллер обратила внимание на то, что в ходе президентских дебатов неделю назад Маккейн продемонстрировал, что готов активно поддерживать Грузию и Украину и быстрое расширение НАТО. «Маккейн показал, что он придерживается определенных политических взглядов, из-за которых ему будет сложно идти на компромисс с Россией. Методический подход Обамы и его готовность взглянуть на вопрос с обеих сторон могут оказаться полезными для российско-американских отношений. Хотя я не ожидаю, что Обама займет мягкую позицию по отношению к РФ. Он будет жестким в вопросах, вызывающих озабоченность США».
Насколько «жесткость» президента-демократа опасна для российско-американских отношений? Американские дипломаты напоминают, что Обаму часто сравнивают с президентом Джоном Кеннеди – молодым политиком, который ради нейтрализации упреков в отсутствии у него политического опыта демонстрировал большую твердость характера. В итоге супердержавы неоднократно в ходе его президентства оказывались на пороге войны. Кроме того, ожидается, что в администрацию Обамы войдут немало людей президента Билла Клинтона, пытавшихся оказывать влияние на российскую политику в 1990-х.
Впрочем, аналитики напоминают, что при Клинтоне появилась комиссия Гора–Черномырдина, которая способствовала упорядочению отношений, и прогнозируют, что подобные попытки для улучшения отношений могут быть предприняты и при Обаме. Что касается Кеннеди, то после первой встречи с советским лидером Никитой Хрущевым его обвинили в том, что он не проявил твердости по отношению к советскому премьеру и был наивен. Обама попытается избежать повторения такой ситуации и покажет российскому руководству, что он может быть жестким, резюмировала Роуз Гетемюллер.