В Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) вчера прошла первая часть дебатов по теме «Последствия войны между Грузией и Россией». Парламентарии, представляющие РФ, Грузию и другие страны, а также генсек Совета Европы Терри Дэвис выступали в течение двух часов.
Парламентариям согласно регламенту дали по три минуты. В совокупности больше других говорили российские депутаты. Однако ни один иностранец полностью не разделил позицию, изложенную гостями из Москвы. Практически во всех речах европейцев звучала оценка, что именно война и именно между Россией и Грузией имела место в августе в Закавказье и это не должно остаться без последствий со стороны Совета Европы.
В более сбалансированных оценках отсутствовало открытое обвинение России в «агрессии» в отношении Грузии, а вина за неспособность предотвратить войну возлагалась на Москву и на Тбилиси. Такую позицию, в частности, озвучили члены делегации ПАСЕ, посетившие на днях Москву, Тбилиси и Цхинвал бельгиец Люк ван ден Бранде, венгр Маттиас Ерши, британец Дэвид Уилшир. В свою очередь, швед Горан Линдблад отметил, что Грузия сама применила чрезмерную силу, но сделала это в отличие от России на своей территории – а это «менее неприемлемо, чем применять силу на чужой земле». Наиболее приближено к линии грузинских депутатов было выступление поляка Дариуша Липинского, в котором он открыто обвинил Россию «в агрессии против Грузии».
Грузинские представители выступали на немецком и французском языках. По бумажке они излагали свою хронологию конфликта, подтверждая выводы ван ден Бранде о том, что «война началась не 7 августа». По словам члена делегации Грузии в ПАСЕ госпожи Тактакишвили, 58-я армия ВС РФ, «оккупировавшая Грузию, уничтожила четвертую часть населения Чечни». Тактакишвили подчеркнула, что ПАСЕ не должна делать выбор между Грузией и РФ, но обязана «осудить изменение границ государства силой, признание независимости сепаратистских территорий и этнические чистки». В то же время она считает, что Россию не надо исключать из Совета Европы.
Эта крайняя мера является той санкцией, которая есть в распоряжении СЕ, напомнил вчера генсек организации Терри Дэвис, тут же отметив, что такой шаг в отношении РФ и Грузии «не находит поддержки». По мнению Дэвиса, СЕ должен ответить введением «специальной усиленной мониторинговой процедуры» в отношении обеих стран. Таким образом, европейские парламентарии намерены усилить контроль за выполнением Москвой и Тбилиси их обязательств перед Советом Европы. Дэвис назвал на данном этапе самым важным обеспечение возвращения перемещенных лиц и беженцев, дав понять, что уже не так важно, кто первым начал стрелять.
Именно на факте первой атаки грузинских сил на Цхинвал, в результате которой Россия была вынуждена воспользоваться правом на самооборону для защиты своих граждан и миротворцев, а также на дезинформации из Тбилиси акцентировали внимание коллег российские законодатели – Константин Косачев, Леонид Слуцкий, Светлана Горячева, Александр Бабаков, Геннадий Зюганов. Насколько хорошо поняли россиян европейские парламентарии, пока неясно. Намеченное на сегодня голосование ПАСЕ по вопросу лишения российской делегации полномочий вряд ли можно будет считать показателем. Ведь большинство европейских депутатов еще вчера высказались против лишения российской делегации права голоса перед второй частью дебатов по конфликту, намеченной на четверг. Многие говорили о том, что окончательные выводы о том, кого следует наказывать, можно будет сделать только в январе после появления более тщательных оценок произошедшего.
Практически единогласным можно назвать призыв европейских депутатов, поддержанных вчера некоторыми российскими законодателями, о проведении международного независимого всеобъемлющего расследования событий в Закавказье. России сейчас важно добиться, чтобы в его рамках была установлена и роль других стран, которые могли способствовать эскалации конфликта. Идеи изучить предконфликтное взаимодействие Грузии с США, НАТО вчера озвучивались в ПАСЕ и зарубежными депутатами.
Пока же, как отмечают наблюдатели, давление на Россию со стороны Европы будет только нарастать. На фоне угрозы лишения голоса в ПАСЕ в следующем году и «процедуры спецмониторинга» Москву продолжат критиковать за препятствование расширению международного присутствия, в том числе гуманитарного, в Абхазии и Южной Осетии, за недостаточные усилия для обеспечения безопасного возвращения в республики перемещенных лиц и беженцев, сохранение в Абхазии и Южной Осетии крупных российских военных контингентов. Российский аргумент о вынужденном признании независимости республик тем временем, похоже, будет лишь терять в весе.