Сегодня на сессии Генеральной Ассамблеи в Нью-Йорке открывается общеполитическая дискуссия, на которой в числе первых выступят президент США Джордж Буш и грузинский лидер Михаил Саакашвили. Возглавляющий российскую делегацию министр иностранных дел Сергей Лавров получит слово лишь 27 сентября.
Буш выступит на открытии дискуссии по праву главы государства, на территории которого заседает Генассамблея, а Саакашвили – по жребию. Сначала выступают главы государств, затем главы правительств. Лаврову же как министру очередь досталась ближе к концу дискуссии, завершающейся 1 октября.
При таком раскладе выступлений можно ожидать, что тема событий в Закавказье с самого начала будет вброшена в дискуссию первыми же выступающими. Такую возможность не отрицает заместитель министра иностранных дел РФ Александр Яковенко, в число служебных обязанностей которого входит работа в международных организациях. По его словам, на сессии любая делегация в ходе общих дебатов может поставить любой вопрос, хотя в повестке дня вопросов по Южной Осетии и Абхазии нет.
«Учитывая последние события, уверены, что тематика последствий грузинской агрессии против Южной Осетии и подготовки провалившейся аналогичной авантюры Тбилиси в отношении Абхазии будет в той или иной степени затрагиваться делегациями в ходе общеполитической дискуссии на 63-й сессии ГА ООН. Это естественно», – считает Яковенко. Правда, следует ожидать, что Буш и Саакашвили будут использовать совсем иные – резко негативные в отношении России – формулировки. В этих условиях, по словам замминистра, «Сергей Лавров даст свое видение ситуации, которая сложилась после агрессии Грузии против Южной Осетии».
У российской делегации есть свои предложения и по работе Генассамблеи. Москва, в частности, планирует продвинуть три проекта резолюций, которые считает важными с точки зрения обеспечения мира и безопасности и построения уважительных межгосударственных отношений. Это «Меры транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности», «Достижения в сфере информационных задач и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», а также «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Последняя в числе прочих предусматривает недопустимость героизации нацизма, проявляющейся, в частности, в устройстве шествий и установке памятников нацистам и их пособникам.
Работа российского министра в Нью-Йорке далеко не сводится к выступлению на общей дискуссии. На этой неделе он примет участие в заседании ближневосточного «квартета», затем – во встречах в рамках БРИК (Бразилия, Россия, Индия, КНР) и других многосторонних форматов. Всего у него запланировано около 50 переговоров.
В сложившихся условиях в центре внимания оказываются контакты главы российской делегации с американским руководством. Первая встреча – с президентом США Джорджем Бушем – должна была состояться вчера вечером (поздно ночью по московскому времени) в ходе приема, который традиционно устраивает глава американского государства по случаю открытия сессии ГА ООН. «Я ожидаю, что министр иностранных дел Лавров будет возглавлять делегацию, и он, конечно же, будет приглашен вечером в понедельник на прием. Как я понимаю, в это время у президента будет возможность с ним поговорить», – сообщил помощник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли.
Кроме того, намечены встречи Лаврова с госсекретарем США Кондолизой Райс. «Госсекретарь встретится со своим коллегой, господином Лавровым, как на двусторонней основе, так и в ходе встреч, которые у нее будут для рассмотрения различных вопросов», – сказал Хэдли. Речь идет прежде всего о встрече «четверки» ближневосточных посредников и возможных других групповых заседаниях. В общем, по словам Хэдли, «у госсекретаря будет много дел с министром иностранных дел во время ее недельного пребывания на Генеральной Ассамблее».
Это будут первые российско-американские встречи на таком уровне после августовского кризиса вокруг Южной Осетии. Получит ли продолжение в Нью-Йорке российско-американская полемика по поводу кавказских событий и что вообще следует ожидать от ГА ООН и личных встреч Лаврова с американскими руководителями? Отвечая на эти вопросы «НГ», директор Московского центра Карнеги Роуз Гетемюллер отмечает, что в предшествующий период обе стороны обменивались крайне резкими оценками и двусторонние отношения между Россией и США оказались в весьма низкой точке. По ее мнению, в публичных выступлениях на сессии ГА ООН стороны, видимо, продолжат линию на взаимную критику. При этом можно ожидать, что в поддержку России выступят некоторые другие страны, такие как Никарагуа и Венесуэла.
Вместе с тем, как подчеркивает эксперт, двусторонние и даже групповые встречи дадут возможность Москве и Вашингтону несколько понизить температуру полемики. Необходимость этого очевидна, и, похоже, она осознается обеими сторонами. Это связано с тем, что в последнее время обострился ряд международных проблем, для решения которых требуются коллективные, согласованные решения. Одна из наиболее актуальных, отмечает Гетемюллер, – иранская ядерная программа. Известно, что Тегеран смог усовершенствовать имеющиеся у него газодиффузионные установки и может ускорить работу в этой области.