Замгоссекретаря США Уильям Бернс первым из американских дипломатов разглядел причины войны на Кавказе.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Как стало известно «НГ», Североатлантический союз готов к нормализации отношений с Россией в случае, если Москва, во-первых, откажется от «агрессивной риторики» и, во-вторых, сократит свои военные контингенты в Южной Осетии и Абхазии до довоенного уровня. Последнее требование постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин назвал невыполнимым.
Дмитрий Рогозин вылетает сегодня в Москву. Он представит руководителям министерств иностранных дел и обороны политический доклад об отношениях России и НАТО в свете кризиса в Закавказье. Как заявил Рогозин в интервью «НГ», у Москвы пока нет оснований ужесточать политику в отношении НАТО. «Мы не являемся инициаторами ухудшения отношений с альянсом. Это альянс так себя повел», – отметил наш собеседник.
Сейчас, по словам Рогозина, происходит «некоторое отрезвление в штаб-квартире НАТО». Особенно это стало заметно после возвращения натовских постпредов и генсека альянса Яапа де Хоопа Схеффера из Грузии. «Саакашвили, видимо, никогда не работал в турагентствах и не знает точно, что надо показывать. Поэтому он решил показать потемкинскую деревню под названием город Гори. Но все получилось наоборот», – рассказал Рогозин. По его словам, в Гори натовцы не обнаружили разрушений, о которых сообщали западные СМИ. Постпред признался, что его собеседники в альянсе «разводят руками: город чистенький и милый, натовцы сходили в Музей Сталина, все понравилось; единственное, что обнаружили, это две неприятности – разбитую военную базу в Гори и лагерь беженцев».
Постпред России предположил, что после возвращения послов НАТО из Грузии произойдут серьезные изменения в позиции альянса по кавказскому кризису. Он прогнозирует, что на несколько градусов понизится агрессивная риторика и начнется «нащупывание нового прагматизма» в отношениях между Россией и НАТО. Рогозин рассказал о «вполне миролюбивых намеках и подмигиваниях» и сказал, что рад такой перемене настроений.
Впрочем, западные дипломаты в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, с которыми общался корреспондент «НГ», рисуют иную картину. По их словам, перемены настроений в НАТО поездка в Грузию не вызвала. «Одновременно альянс не желает конфронтации с Россией. Нужно искать решения, которые помогут найти выход из кризиса», – отметил источник «НГ» в Брюсселе. НАТО не собирается закрывать все каналы диалога с Россией, но настаивает, чтобы Москва «отказалась от шагов, нарушающих фундаментальные принципы сотрудничества».
«Наши минимальные ожидания от России предусматривают полное выполнение и августовских, и сентябрьских договоренностей Саркози и Медведева. Как можно называть позитивным шагом решение Москвы оставить 8–9 тысяч военных в Абхазии и Южной Осетии?» – сказал дипломат, напомнив, что соглашение о прекращении огня предусматривает отвод российских войск на позиции, занимаемые ими до 7 августа. Вторым минимальным условием для восстановления нормального диалога натовский дипломат назвал отказ Москвы от «агрессивной риторики» в адрес стран – членов альянса, прежде всего Польши и стран Балтии, а также государств – партнеров альянса, например Грузии. Источник «НГ» сказал, что министры обороны НАТО обсуждают последствия конфликта в Закавказье для европейской безопасности на неформальной встрече в Лондоне.
В интервью «НГ» официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай косвенно подтвердил сведения источника: «Несомненно, союзники хотят улучшения отношений между Россией и Западом. Но это должно основываться на доверии и на улучшении атмосферы отношений». По его словам, альянс желает вернуть отношения с Россией на более высокий уровень, а для этого обеим сторонам потребуется идти на компромисс, чтобы найти политическое решение грузинского кризиса.
На вопрос, является ли обязательным условием НАТО для нормализации отношений с Россией вывод российских сил из Абхазии и Южной Осетии, Аппатурай ответил: «Альянс хочет, чтобы все стороны, включая Россию, следовали духу и букве плана из шести пунктов. Действительно, он предусматривает возвращение к статус-кво по состоянию на 6 августа. Пока мы не знаем, когда это случится, но это будет важным шагом для возвращения к хорошим отношениям». Аппатурай также напомнил, что альянс единогласно призвал Россию отозвать свое решение о признании независимости республик: «Россия всегда была ярым сторонником принципа территориальной целостности. Это относилось и к Косово, и к российской территории. НАТО никогда не ставила под сомнение территориальную целостность РФ даже в самые тяжелые времена». Аппатурай дипломатично отметил: «Все стороны, включая Россию, должны предпринять активные шаги для поиска политического решения грузинского кризиса, восстановить доверие между РФ и ее соседями. Мы хотим хороших отношений с Россией. Это нужно нам. И, полагаем, это нужно и России».
В свою очередь, Рогозин на вопрос, выдвигает ли НАТО в качестве условия для нормализации отношений с Москвой вывод российских войск из Абхазии и Южной Осетии, ответил: «Если натовцы продолжат говорить о том, что они не признают существование Абхазии и Южной Осетии, и требовать вывода войск с территории Грузии, то этого не произойдет, по крайней мере до тех пор, пока абхазы и южные осетины Россию об этом не попросят». Что касается ухода российских миротворцев с территории собственно Грузии, то это случится в ближайшие недели». Россия будет очень четко следовать плану Медведева–Саркози, утверждает Рогозин.
В постпредстве РФ при НАТО с удовлетворением отметили заявление замгоссекретаря США по политическим вопросам Уильяма Бернса. Он в завуалированной форме признал, что войну спровоцировали действия Грузии против Южной Осетии, и сказал, что США просили этого не делать. Высокопоставленный американский дипломат, согласно официальной стенограмме его выступления перед сенатским комитетом по международным делам, сказал: «Вступление Грузии в югоосетинскую столицу дало России предлог для ответа, который быстро вышел за пропорции действий, предпринятых Грузией».
Тем временем глава Госдепартамента США Кондолиза Райс вчера также отчасти возложила вину на Грузию за нападение на Южную Осетию. Однако в Германском фонде Маршалла она крайне жестко критиковала Россию за «сворачивание свобод, избирательное применение закона, всеобъемлющую коррупцию на различных уровнях российского общества и параноидальные агрессивные порывы». Райс высмеяла тот факт, что независимость Абхазии и Южной Осетии наряду с РФ признали пока только Никарагуа и палестинское движение ХАМАС, саркастически заметив, что это вряд ли можно назвать «триумфом российской дипломатии». Она сказала, что Россия уже расплачивается за свои действия: соглашение о мирном ядерном сотрудничестве отозвано из Конгресса США, а шансы РФ на вступление в ВТО и ОЭСР подорваны. В Госдепе рассматривают и другие меры воздействия на Москву.