Два стратегических бомбардировщика Ту-160, приземлившиеся в Венесуэле в среду, вернутся в Россию в понедельник. За ближайшие дни «Белые лебеди» совершат ряд плановых полетов над нейтральными водами в акватории Атлантического океана и Карибского моря. Эксперты отмечают, что уже сейчас отношения РФ и Венесуэлы можно называть стратегическими. Но Москва вряд ли захочет, чтобы ее дружба с Каракасом подорвала отношения с Вашингтоном.
«С каждым днем стратегические отношения с Россией будут углубляться, потому что мы живем в мире свободных государств», – заявил в среду президент Венесуэлы Уго Чавес. Эксперты согласны с его мнением.
По словам доктора политических наук, директора Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Марины Чумаковой, у Чавеса есть основания делать такие прогнозы в связи с нынешними политическими приоритетами России.
Сотрудничество стран не ограничивается поставками Венесуэле российской военной техники. Каракас уже сообщил о возможной закупке подводных лодок российского производства, а также планирует приобрести российскую комплексную систему ПВО с современными радарами и ракетными установками. Российские компании кроме того получили право на разработку нефтяных месторождений в районе Ориноко, а государство будет отстаивать интересы энергетических гигантов. «Учитывая разговоры о грядущей второй холодной войне, укрепление стратегических отношений с Венесуэлой представляется вероятным», – сказала Чумакова. По ее мнению, уже сейчас взаимодействие Каракаса и Москвы носит стратегический характер.
Как сообщил вчера МИД России, пара стратегических бомбардировщиков Дальней авиации Ту-160 («Белый лебедь») совершила полет по плану воздушного патрулирования в удаленных географических районах. Маршрут проходил над нейтральными водами в Северном Ледовитом океане и Атлантике в соответствии с нормами международного права. Самолеты Дальней авиации произвели посадку на авиабазе в Венесуэле. В Москве разъяснили, что экипажи повышают уровень натренированности во время полетов, отрабатываются различные вопросы, такие как, например, слетанность экипажей.
В свою очередь, Чавес поместил прибытие Ту-160 в политический контекст. По его словам, бомбардировщики, которые способны нести ядерное оружие, прибыли в южноамериканскую страну для укрепления военных связей и противодействия региональному влиянию США. Венесуэльский лидер упомянул, что Вашингтон разместил свои истребители F-16 на близлежащем острове в Карибском море и вынашивает планы по бомбардировке его дворца или его телестудии. «Благодаря стратегическому сотрудничеству с Россией и самолетам, которые приземлились на венесуэльскую землю, сегодня и в ближайшие дни будут совершать полеты над Карибским морем и в Атлантике, мы будем информированы о малейших перемещениях 4-го флота США», – процитировало Чавеса ИТАР-ТАСС.
Впрочем, президент счел необходимым подчеркнуть, что прибытие бомбардировщиков не связано с ситуацией на Кавказе, которая в последний месяц серьезно осложнила отношения Москвы и Вашингтона. Он также опроверг утверждения о том, что прибытие двух самолетов стратегической авиации представляет собой возрождение холодной войны и «является ответом России при поддержке Венесуэлы на конфликт на Кавказе». Чавес подтвердил, что в ближайшие недели в страну прибудут корабли ВМФ России для участия в совместных маневрах (см. подробнее «НГ» от 08.09.08). Чтобы убедить аудиторию в том, что нынешняя активизация отношений с Россией в военной сфере – это не сиюминутный жест Москвы, президент напомнил, что вопросы о совместных учениях поднимались на переговорах с российскими представителями в течение года.
И все же наблюдатели отмечают, что время для маневров как нельзя лучше позволяет России продемонстрировать возможности по «проецированию силы» в другие регионы. Как отметил в интервью «НГ» Мэттью Клементс, аналитик по Евразии авторитетной консалтинговой компании Jane's Information Group (Лондон), приход России в Карибский бассейн, традиционную сферу влияния США, – «это контраргумент на решение Вашингтона разместить свою систему противоракетной обороны в Польше и Чехии». Россия может воспользоваться отношениями с Венесуэлой, чтобы напомнить США о наличии своих союзников по соседству с Америкой. Но маловероятно, что Москва использует дружбу с Каракасом для противодействия США, считает Клементс. По его мнению, интересы Москвы сосредоточены сейчас скорее на расширении своего влияния на постсоветском пространстве, а «нынешнее ухудшение отношений России и Запада не знаменует начала новой холодной войны».
Клементс полагает, что временное присутствие бомбардировщиков и грядущие учения вряд ли свидетельствуют о начале постоянного российского военного присутствия в Венесуэле. «Российские интересы в основном прагматические и направлены на укрепление связей с Венесуэлой, которая является основным покупателем военной техники. Отношения стран укреплялись в течение нескольких лет, и основой для этого по-прежнему является экспорт российской военной техники, такой как истребители Су-30. Но Москва, похоже, не хочет искать серьезной конфронтации с США в Карибском бассейне», – сказал Клементс.
В свою очередь, Энн Гилмор, старший аналитик по Америке Jane's Information Group, в интервью «НГ» предположила, что, позволяя российским судам пришвартоваться в венесуэльских портах, Чавес посылает сигнал Соединенным Штатам, что они – «не единственная крупная держава, которая активна в Карибском бассейне». По мнению Гилмор, это решение Чавеса, а также тот факт, что он близок к Кубе, свидетельствует о его желании стать столь же близким союзником России, каким в свое время был Остров свободы для СССР.