Сегодня в Брюсселе пройдет саммит Европейского союза, посвященный кризису в Закавказье. 27 лидеров осудят действия РФ в Южной Осетии и Абхазии, а также признание Москвой независимости этих республик. ЕС подтвердит территориальную целостность Грузии, пообещает стране гуманитарную помощь и политическое содействие. Но введение жестких санкций против Москвы пока не ожидается.
Максимум, чего могут достичь сегодня на саммите ЕС сторонники жесткой линии в отношении Москвы, – это решения приостановить переговоры по переходу к безвизовому режиму между РФ и Евросоюзом и отсрочить очередной раунд российско-еэсовского диалога по новому базовому соглашению.
Такие оценки озвучивались в минувший уик-энд европейскими дипломатами. Фактически под вопрос ставится проведение ближайшего саммита Россия–ЕС в Ницце, намеченного на 14 ноября, и дальнейшее развитие отношений Москвы с европейскими партнерами.
Даже если саммит в Ницце состоится, то с учетом создавшейся негативной атмосферы позитивных достижений от него ожидать не приходится. В истории взаимодействия партнеров малорезультативные саммиты уже бывали, однако на этот раз сам факт проведения имел бы символическое значение, свидетельствующее, что стороны готовы к продолжению диалога. Франция, председательствующая в этом полугодии в Евросоюзе, если судить по оценкам, которые давались в последние дни в Елисейском дворце, настроена на диалог, но «жесткий».
В европейских столицах понимают, что располагают небольшим набором средств давления на Москву. По сути, все угрозы уже обнародованы. Очередное их повторение по обе стороны Атлантики вряд ли утяжелит их вес.
Вчера в своей статье в британской The Observer премьер Великобритании Гордон Браун написал: «Мое послание России просто: если вы хотите, чтобы вас принимали за главным столом в организациях, таких как G8, ОЭСР и ВТО, вы должны признать, что с правами приходят и обязанности».
Лидер Великобритании, жесткая линия которого в отношении России в разной степени находит поддержку у Швеции, Польши, стран Балтии, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии и Румынии, сегодня намерен настаивать на дальнейшем укреплении трансатлантических отношений, включая, возможно, более регулярные заседания в формате G7. Браун сообщает, что НАТО по-прежнему размышляет над ответом России. «Мы должны заново оценить отношения альянса с Россией и активизировать нашу поддержку Грузии и другим (странам), которые могут столкнуться с российской агрессией», – подчеркивает лейборист.
По мнению Брауна, Европе необходимо скорее выстраивать отношения с другими производителями нефти и газа, чтобы не оказаться в зависимости от «ненадежных и менее стабильных партнеров», к каковым он причисляет Россию. Британец планирует добиваться увеличения финансирования проекта поставки энергоресурсов в Европу из района Каспия, минуя Россию (Nabucco), и решения вопросов энергоснабжения с Россией коллективно, а не посредством отдельных национальных соглашений с Москвой.
Последнее выглядит как упрек в адрес ближайших европейских партнеров России – Франции и Германии, компании которых участвуют в важных энергетических проектах с РФ, в частности строительства трубопровода по дну Балтийского моря и разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения. Именно Париж и Берлин, несмотря на свою открытую критику действий России в Закавказье, препятствуют введению серьезных антироссийских санкций. Например, таких, как введение запретов на поездки российских чиновников, блокирование доступа к иностранным кредитам и др., которых с подачи Грузии добиваются некоторые восточноевропейские страны.
Пока такие меры наказания не находят широкой поддержки в ЕС, и Франция уже заявила, что сейчас не время для введения санкций. В Париже подчеркивают, что соглашение Медведева–Саркози о прекращении огня, хотя и не в полной мере, но выполняется, поскольку основной контингент российских военных уже покинул грузинскую территорию. И дают понять, что ожидают от Москвы полной реализации положений плана к 14 ноября – саммиту РФ–ЕС в Ницце.
Пока же Франция, по сообщению Reuters, считает приоритетным скорейшее направление в зону безопасности между Южной Осетией и Грузией «десятков, если не сотен» международных наблюдателей под эгидой ОБСЕ, а также запуск механизма международного обсуждения вопросов обеспечения безопасности «в Абхазии и Южной Осетии». Эти положения французского председательства наряду с подтверждением суверенитета и территориальной целостности Грузии, вероятно, войдут в совместное заявление саммита ЕС. Ожидается, что Евросоюз согласится также по поводу учреждения должности высокопоставленного чиновника, ответственного за курирование гуманитарного и политического содействия Грузии, и поддержит решение министров иностранных дел Североатлантического альянса о создании комиссии Грузия–НАТО.
Браун в ходе субботней телефонной беседы с президентом Дмитрием Медведевым заявил, что ЕС ответит «решительно». Вероятно, так оно и будет по форме – ведь проявление жесткости важно не столько для российских оппонентов, сколько для избирателей в отдельных странах – членах ЕС. Информационная война против России продолжается, и она приносит хорошие политические дивиденды на Западе, особенно, когда из Москвы звучат предупреждения, что России в силу европейской политической несамостоятельности, возможно, придется разговаривать о европейских делах с Вашингтоном.
Более пристального внимания и взвешенной реакции, возможно, заслуживают сейчас призывы некоторых западных лидеров к переустройству системы международных отношений. Так, в своей статье Браун пишет, что «меняющийся глобальный порядок не может управляться институтами, созданными в середине прошлого столетия». Российское право вето в СБ ООН, вероятно, уже слишком раздражает Запад.