Американские аудиторы в минувший вторник обнародовали доклад, согласно которому суммарный профицит бюджета Ирака с 2005 по 2008 год может достичь 80 млрд. долл. Тот факт, что иракцы складывают большую часть дополнительных доходов от экспорта нефти в банк, а на важнейшие инфраструктурные проекты расходуются средства американских налогоплательщиков, вызвал резкую критику Конгресса США. Между тем потери американцев от войны в Ираке могут значительно превысить 3 трлн. долл., утверждают эксперты.
Отчет был подготовлен Главным бюджетно-контрольным управлением (GAO) для Конгресса США. Согласно заключениям аудиторов, с 2005 по 2007 год профицит иракского бюджета составил 29 млрд. долл. А в этом году в связи с удвоением цен на нефть, экспорт которой и является основной доходной статьей, он достигнет 38–50 млрд. долл.
Это в том числе и деньги американских налогоплательщиков, которые в последнее время вынуждены заправлять баки своих авто по неслыханной цене – 4 долл. за галлон бензина. Более того, доклад гласит, что с 2003 года, когда и было осуществлено вторжение в Ирак, США вложили в реконструкцию страны 48 млрд. долл. Как отмечает CNN, чуть меньше половины из этих средств было потрачено на нефтяной сектор и электроэнергетику, восстановление систем водоснабжения и обеспечение безопасности. Сам Ирак на эти секторы израсходовал с 2005 по апрель 2008 года менее 4 млрд. долл.
В чем причина такого низкого расходования иракских средств? Заключение составителей доклада GAO гласит, что всему виной продолжающиеся бои в стране, недостаток квалифицированного персонала в министерствах, а также несовершенная система контроля за расходованием средств. Все это мешает иракским властям тратить баснословные доходы на нужные стране проекты.
На Капитолийском холме на доклад отреагировали резкой критикой. По словам председателя сенатского Комитета по вооруженным силам Карла Левина, американцы не должны платить за иракские проекты, в то время как иракцы продолжают складывать нефтедоллары в банк. Отметим, что банк, где оседают иракские сверхдоходы, по данным The New York Times, находится в Нью-Йорке. На конец 2007 года в Федеральном резервном банке было 10 млрд. долл., и в этом году ожидаются новые поступления, на которые банк начислит проценты. Еще часть дополнительных доходов (5,7 млрд. долл.) хранится в Центробанке Ирака.
Сенатор-демократ Левин предложил потребовать компенсации за крупные проекты для американских налогоплательщиков. А известный сенатор-республиканец Джон Уорнер заявил: «Настало время, чтобы суверенное правительство Ирака воспользовалось своими доходами, расходами и профицитом и полностью взяло на себя ответственность за обеспечение основных услуг и улучшения качества жизни иракского народа». В свою очередь, конгрессмены предположили, что обнародованные данные «очень сильно разозлят многие американские семьи».
Еще больше налогоплательщиков могут разозлить новые оценки стоимости иракской операции. После публикации выводов нобелевского лауреата Джозефа Стиглица многие говорят о «трехтриллионной войне» в Ираке. Но в свежем августовском номере влиятельного американского журнала The National Interest президент организации «Американцы за налоговую реформу» Гровер Норквист и экс-замминистра обороны США Дов Закхейм приводят еще более пессимистичный прогноз. «По словам экономистов, истинная цена любого решения включает издержки неиспользованных возможностей, которые не реализовались из-за данного решения. В случае с вторжением и оккупацией Ирака – это огромные деньги», – отмечают Норквист и Закхейм. Так, если бы США не вторглись и не оккупировали Ирак, почти наверняка удалось бы провести торговую либерализацию, предусмотренную Дохийским раундом. Из-за Ирака Германия и Франция «скрестили оружие против Америки», и Берлин перестал давить на Париж, чтобы тот отказался от субсидий своим фермерам.
В 2003 году, когда правительство США объявило, что иракская война обойдется на 74,7 млрд. долл. дороже, чем планировалось, Сенат отреагировал на новость: вместо того чтобы снизить налоговое бремя на 726 млрд. долл. на предстоявшие 10 лет, сенаторы решили ограничиться 350 миллиардами. Если бы налоги были снижены согласно первоначальному плану, а налогообложение корпоративных дивидендов сведено к нулю, акции на рынке могли бы вырасти на 2–3 трлн. долл.
Разочарование избирателей в связи с иракской войной стоило республиканцам потери в 2006 году 30 мест в Палате представителей и шести – в Сенате. Эксперты утверждают, что, если выборы в Конгресс в 2008 и 2010 годах не вернут республиканцам утерянный контроль над палатами, налоги в ближайшие 10 лет автоматически вырастут на 2 трлн. долл.
Кандидат-республиканец Джон Маккейн не спешит покидать Ирак. Его соперник демократ Барак Обама пообещал вывести боевые бригады. Однако и он не говорил о полном уходе. Только для защиты иракских границ и подготовки местных военных и полицейских потребуется присутствие по меньшей мере 50–70 тыс. американцев. А это – десятки миллиардов долларов расходов ежегодно. К этому следует добавить десятки миллиардов долларов на амортизацию военной техники и поддержку ветеранов.
«Истинная стоимость решения по Ираку включает то, что было бы, если бы президент и Конгресс сосредоточились в последние пять лет на других национальных приоритетах. Теперь надо задаться вопросом: какими будут новые издержки неиспользованных возможностей», – резюмируют Норквист и Закхейм.