Японское правительство решило поддержать компании, готовые инвестировать в развитие регионов, через которые проходит Транссибирская магистраль. После модернизации Транссиба время доставки грузов из Москвы во Владивосток уменьшится вдвое – до одной недели. Эксперты называют решение Токио стратегическим.
О решении Японии помочь России модернизировать Транссибирскую магистраль – самую длинную в мире железнодорожную линию протяженностью около 10 тыс. км – сообщила вчера японская деловая газета Nikkei. Не ссылаясь на конкретные источники информации, издание пишет, что японское правительство планирует оказать содействие фирмам, инвестирующим в особые экономические зоны и богатые ресурсами области, которые пересекает Транссиб. В частности, таким компаниям из Страны восходящего солнца планируется предложить займы в Японском банке международного сотрудничества и гарантии японского Агентства страхования экспорта и инвестиций (Nippon Export and Investment Insurance).
Как отмечается на сайте РЖД, магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ. В регионах, обслуживаемых Транссибом, добывается более 65% производимого в России угля, осуществляется почти 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой древесины. Здесь сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов и др.
Коммерческое использование Транссиба Японией началось в 1972 году. В лучшие времена по этой железной дороге провозили 110 тыс. японских контейнеров ДФЭ. Фактически Страна восходящего солнца полностью загружала транспортную артерию. Сейчас, как утверждают в Токио, японский грузопоток в 20 раз меньше. По данным чиновников, с которыми общался в Токио корреспондент «НГ», снижение грузоперевозок обусловлено четырьмя причинами. Во-первых, это сложные таможенные процедуры при прохождении груза из Японии в Россию. Во-вторых, неопределенность сроков, когда товар дойдет до пункта назначения. В-третьих, частое и значительное повышение железнодорожных тарифов. Наконец, в-четвертых, это порча груза при перевозке из-за вибрации и температурных перепадов. Тем временем в РЖД утверждают: «Качество транспортного обслуживания на Транссибе удовлетворяет самым высоким международным требованиям... Полностью обеспечена сохранность перевозимых грузов в контейнерных поездах».
Предложение Японии впервые было озвучено еще осенью 2006 года, заявил в интервью «НГ» руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко. Перед встречей с тогдашним президентом Владимиром Путиным в Хайлигендамме в 2007 году бывший премьер Японии Синдзо Абэ конкретизировал идею. Речь шла об участии его страны в реализации российской федеральной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. «Среди проектов, которые оговаривались, был в том числе и касающийся модернизации Транссибирской магистрали. В свое время японская сторона очень активно пользовалась этой дорогой, и выгода была очевидной. Сейчас ее интерес к Транссибу возобновился, и он подогревается тем, что реализация плана модернизации дороги сопровождается реализацией дополнительных проектов, в частности, предполагающих освоение ресурсной базы вдоль Транссибирской магистрали», – отметил эксперт. Абэ в Хайлигендамме подтвердил Путину заинтересованность Японии в таких проектах. Об этом же разговаривал нынешний премьер Ясуо Фукуда на встречах с Путиным и президентом Дмитрием Медведевым.
По словам Виктора Павлятенко, российская сторона отказывалась давать государственные гарантии инвесторам, уповая на то, что проекты могут реализовываться в рамках взаимодействия российского и японского частного бизнеса. «Похоже, что Япония приняла для себя стратегическое решение. И, видимо, японский банк даст гарантии инвесторам, что продвинет практическую реализацию проектов. Бизнес получает гарантию со стороны своего правительства и сможет действовать более мобильно в выборе проектов и темпов их реализации», – резюмировал эксперт.
Газета Nikkei напоминает, что в минувшем году в России появился план модернизации Транссиба стоимостью 638 млрд. долл. Часть средств планируется привлечь от зарубежных инвесторов из частного сектора. После завершения модернизации время транспортировки из Москвы во Владивосток сократится вдвое – до одной недели.
Вопросы инвестирования будут обсуждены на двусторонней министерской встрече в начале сентября в Санкт-Петербурге. В Японо-Российском инвестиционном форуме в городе на Неве помимо министров должны принять участие представители более ста японских компаний, специализирующихся на природных ресурсах, транспорте, автомобилестроении и финансах.