В Зимбабве власти и оппозиция договорились о проведении переговоров и заключили соглашение, открывающее путь к формированию коалиционного правительства. Таким образом, у страны появился шанс выйти из продолжительного политического кризиса, в ходе которого, по некоторым данным, погибли свыше 100 человек.
В понедельник президент Зимбабве Роберт Мугабе и лидер оппозиции Морган Тсвангираи подписали соглашение, которое позволит начать переговоры о формировании правительства национального единства. В документе говорится, что обе стороны согласились «вести диалог друг с другом с целью поиска подлинного, жизнеспособного, постоянного и устойчивого решения для зимбабвийской ситуации». Наблюдатели отмечают, что Мугабе и Тсвангираи не только впервые за 10 лет встретились лицом к лицу за столом переговоров, но даже пожали друг другу руки после церемонии подписания.
По сведениям Reuters, прорыв на предварительных переговорах произошел в минувшую пятницу после того, как к президенту ЮАР Табо Мбеки, который до этого был единственным посредником между правительством Зимбабве и оппозицией, присоединились представитель Африканского союза Жан Пинг и посланник ООН Хайле Менкериос.
Соглашение обязывает обе стороны приступить к интенсивным переговорам и завершить их как можно скорее. Для поиска консенсуса отводится две недели, считая с момента подписания. В течение этого срока стороны обязаны воздерживаться от таких действий, как созыв парламента или формирование нового правительства, а также принять меры для снижения напряженности в стране. Планируется, что переговоры будут проходить в столице ЮАР Претории.
Президент Мугабе заявил, что соглашение «определит новый формат политического взаимодействия». Морган Тсвангираи демонстрировал оптимизм. «Если мы будем работать сообща, я уверен, мы можем найти решение», – подчеркнул он.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун приветствовал соглашение между правительством и оппозицией.
Идея создания в Зимбабве правительства национального единства была предложена Африканским союзом и Сообществом развития юга Африки как альтернатива международным санкциям против режима Мугабе, которые грозили ввести США и Евросоюз. Кроме того, в скорейшем политическом решении кризиса заинтересованы соседние страны, куда в последние месяцы хлынули миллионы беженцев из Зимбабве.
Между тем некоторые иностранные СМИ сообщают, что в настоящее время президент Мугабе, его соратники и связанные с правительством деловые круги спешно выводят из Зимбабве десятки миллионов долларов США, опасаясь ужесточения международных санкций или финансовых проверок, которые могут начаться в случае создания правительства национального единства. Через Великобританию и ЮАР средства из Зимбабве переводятся либо в офшоры, либо в финансовые центры Восточной Азии, в частности в Малайзию и Китай.
Серьезную озабоченность наблюдателей вызывают недавние угрозы президента Мугабе взять под государственный контроль ряд иностранных компаний с целью противодействия выводу из страны инвестиций, который возможен в связи с намерениями Великобритании и США ужесточить санкции в отношении Зимбабве. В связи с этим риску подвергается около 500 компаний, в капитале которых велика доля британских инвестиций.
Политический кризис в Зимбабве разразился после того, как власти отказались признать победу кандидата от оппозиции в первом туре президентских выборов, состоявшемся 29 марта. В конце июня прошел второй тур выборов, в котором победил Мугабе, правящий страной уже 28 лет. Причем голосование фактически было безальтернативным, поскольку Морган Тсвангираи его бойкотировал в знак протеста против насилия в отношении сторонников оппозиции.