Международный уголовный суд (МУС) в Гааге рассматривает вопрос о выдаче ордера на арест президента Судана Омара аль-Башира, против которого выдвинуты обвинения в совершении военных преступлений, преступлений против человечности и геноциде мирного населения в суданской провинции Дарфур. Тем временем ООН и Африканский союз принимают меры для обеспечения безопасности своего военного и гражданского персонала в Судане.
В понедельник главный прокурор МУС Луис Морено-Окампо запросил ордер на арест суданского лидера, объяснив это необходимостью предотвратить гибель 2,5 млн. людей, покинувших свои дома в ходе длящейся уже пять лет кампании насилия в Дарфуре. Доказательства, которые привел прокурор, показывают, что президент Судана выстраивал план действий по уничтожению негроидных племен фур, загава и массалит, основываясь на их этнической принадлежности. Всего же, по данным ООН, в Дарфуре за эти годы погибли 300 тыс. человек. Изгнанные из родных мест люди до сих пор подвергаются нападениям со стороны проправительственного арабского ополчения Джанджавид.
Наблюдатели отмечают, что аль-Башир стал первым действующим главой государства, против которого выдвинуты обвинения в Международном уголовном суде. Сам суданский лидер отверг все обвинения в свой адрес и заявил, что юрисдикция МУС не распространяется на его страну. По сведениям Reuters, суданские власти намерены искать поддержки у Китая и России и просить их заблокировать в Совбезе ООН любой ордер, который может быть выдан МУС. Китайский МИД уже выразил «глубокую озабоченность и опасения по поводу обвинений, предъявленных суданскому лидеру прокурором Международного уголовного суда».
Обвинения, выдвинутые против президента аль-Башира, привели к массовым акциям протеста в столице страны Хартуме. В этой связи ООН приняла решение эвакуировать часть второстепенного персонала из Дарфура, а также принять дополнительные меры для обеспечения безопасности своих сотрудников в Хартуме. Тем не менее представители ООН пообещали, что организация продолжит проведение миротворческой операции в Дарфуре. «Миротворческая операция в Судане по-прежнему продолжает свою работу в обычном режиме», – заверил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Однако ранее он заявил, что «очень обеспокоен» возможными последствиями, которые неизбежно будут иметь место, если против суданского лидера выдвинут формальные обвинения.
Лига арабских государств также выразила опасение, что выдача ордера на арест аль-Башира может лишь «еще более обострить конфликт вокруг Дарфура». Между тем руководство Африканского союза обеспокоено тем, что отстранение от власти президента аль-Башира приведет к анархии и еще большему кровопролитию в Судане.
Бахтияр Тузмухамедов, профессор международного права, пояснил в интервью «НГ», что юрисдикция МУС прежде всего распространяется на государства, участвующие в Римском статуте. Однако в данном случае ситуация в Дарфуре была передана на рассмотрение МУС Советом Безопасности ООН, действующим на основании главы VII Устава ООН, а это означает, что орган ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности, принял общеобязательное решение. Пока прокурор Морено-Окампо лишь обратился в Палату предварительного рассмотрения за выдачей ордера на арест, на что потребуется некоторое время. Если ордер будет выдан, то не только власти Судана, но и другие государства могут быть призваны к сотрудничеству с МУС. Впрочем, у аль-Башира остается возможность по собственной воле явиться в суд без наручников и конвоя.
«Особенность Римского статута и МУС изначально заключается в том, что они нацелены на высокопоставленных чиновников, на тех, кто принимает политические решения и отдает приказы», – отметил эксперт. Преследуются люди, которые отдают приказы о совершении таких преступлений, как геноцид, преступления против человечности, военные преступления, агрессии, хотя последнее преступление до сих пор в статуте не определено.
По мнению собеседника «НГ», выдвижение обвинений против аль-Башира не является чем-то исключительным с юридической точки зрения. Римский статут как раз предполагает, что иммунитет действующего главы государства не должен быть препятствием для преследования Международным уголовным судом. «Этот случай не создает прецедента, поскольку прокурор МУС просто исполнил свою прерогативу в соответствии с международным договором. Другое дело – как он будет ее осуществлять в реальности, как аль-Башира захватят в случае выдачи ордера на его арест», – подчеркнул Тузмухамедов. «Наконец, в расчет надо принимать интересы мирного процесса в Судане, как и то, что эта страна стала полигоном для проведения силами ООН и Африканского союза широкомасштабной совместной операции по поддержанию мира. Неосторожные, политически мотивированные действия могут поставить их под угрозу, а значит, под угрозой окажутся наши соотечественники, которые будут участвовать в этой операции в составе сил ООН».