В МИД России подтверждают информацию, распространяющуюся с конца прошлой недели: посол РФ в США Юрий Ушаков возвратился в Москву и в самое ближайшее время будет назначен заместителем руководителя аппарата правительства. Во главе российского посольства в Вашингтоне Ушакова сменит Сергей Кисляк, в настоящее время являющийся заместителем министра иностранных дел, отвечающим за регион Америки и вопросы контроля над вооружениями.
Сотрудники МИДа пока неохотно комментируют назначение Ушакова, ставшее для них неожиданностью. При этом, как они ожидают, посол, возвратившийся после более чем 9 лет, проведенных на этом посту в США, не просто станет заместителем руководителя правительственного аппарата, но и возглавит некую структуру, которая будет заниматься вопросами внешней политики и замыкаться лично на премьера Владимира Путина.
61-летний Ушаков – карьерный дипломат, который первоначально специализировался на Скандинавских странах и защитил кандидатскую диссертацию об их внешней политике. В качестве посла Ушаков был участником практически всех российско-американских саммитов во время «параллельного» президентства Владимира Путина и Джорджа Буша.
Назначение Ушакова главным экспертом по внешней политике в аппарате Совмина оценивается специалистами как свидетельство того, что Путин намерен продолжить активное участие во внешнеполитической деятельности и старается обзавестись кадрами, которые будут обслуживать эту область его интересов. Юрий Ушаков, возглавлявший одну из наиболее важных российских дипмиссий за рубежом, хорошо вписывается в эту роль. Что касается предстоящего назначения Кисляка, слывущего экспертом в области контроля над вооружениями и в сфере разоружения, то оно понимается как свидетельство сохраняющейся важности этой тематики в отношениях двух стран.
Ведет ли назначение Ушакова заместителем главы аппарата правительства к созданию «параллельного МИДа», как это утверждают отдельные комментаторы? По мнению заместителя директора Института США и Канады РАН доктора исторических наук Виктора Кременюка, это назначение по крайней мере отражает намерение Путина продолжить участие во внешней политике. Подобный подход не противоречит положениям Конституции, которая определяет, что главную ответственность за вопросы внешней политики несет президент страны, сказал Кременюк в интервью «НГ». И до Путина главы правительств России участвовали во внешнеполитической деятельности, но в ограниченных масштабах. Путин же, обладая наработанным опытом и личными связями, может внести больший вклад в эту сферу. Это, однако, не снимает с МИД РФ ответственности за разработку и проведение внешнеполитического курса.
Как считает эксперт, Ушаков и штат сотрудников при нем – некая «новая структура» – вряд ли будут способны выступать в качестве конкурентов МИДа. Схожего мнения придерживается и доктор политических наук, заместитель директора Института проблем международной безопасности РАН Алексей Богатуров. По его мнению, Путин пытается сохранить за собой ведение таких направлений внешней политики, которые уже хорошо сложились и в которых у него прочные связи. Вместе с тем нельзя исключать, что подобное решение имеет временный характер и рассчитано на период, когда у власти находятся политики, с которыми у Путина хорошие личные отношения. С их уходом последуют и перемены в том, как Москва будет иметь дело с соответствующими столицами. Что касается версии о возможном соперничестве новой структуры с МИД РФ, то Богатуров ее отвергает как поспешный вывод, не базирующийся на реальных возможностях.