Обостряющееся противостояние партий «большой коалиции» преподносит все новые сюрпризы. Начало этой недели руководство СДПГ ознаменовало выдвижением своего кандидата на пост федерального президента. Им стала Гезина Шван – президент Европейского университета «Виадрина» во Франкфурте–на–Одере. До этого, однако, ХДС/ХСС и канцлер Ангела Меркель выступали за переизбрание действующего президента Хорста Кёлера.
Федеральное собрание по выборам главы ФРГ состоится еще через год – 23 мая. Но в том же 2009 году осенью предстоят выборы в бундестаг. Все это побуждает два основных политических лагеря страны задолго до самих событий определиться в своих предпочтениях. Поскольку у Шван не будет шансов без голосов Левой партии (ЛП), ХДС/ХСС громогласно обвиняет сейчас социал– демократов чуть ли не в сговоре с левыми, вынуждая лидеров СДПГ публично открещиваться от этих подозрений.
Но остается фактом, что становление новой Левой партии (ЛП) заметно меняет немецкий политический ландшафт. Не случайно ее первый съезд, состоявшийся в конце минувшей недели в восточногерманском Котбусе, привлек большое внимание общественности и прессы.
Левая партия возникла год тому назад в результате объединения восточногерманской Партии демократического социализма и западногерманского объединения Альтернатива избирателей за социальную справедливость. В настоящее время ЛП представлена четвертой по численности фракцией в бундестаге, а также в 10 из 16 земельных парламентов и в коалиции с социал-демократами в правительстве Берлина
В Котбусе ее сопредседателями вновь избраны Лотар Биски и Оскар Лафонтен. 500 делегатов съезда, представлявших около 80 тыс. членов партии, одобрили курс дальнейшего политического и социального размежевания в первую очередь с партиями правящей «большой коалиции» ХДС/ХСС и СДПГ. Соответствующие вехи были расставлены в полемическом докладе, сделанном Оскаром Лафонтеном. Его слова «ветер истории – в наших парусах» смахивают на попытку одолеть риторические высоты. Тем не менее ЛП после «зеленых» семидесятых годов уже вторая в истории ФРГ новая партия, которой удалось прорваться в бундестаг и занять свою нишу во внутренней жизни страны.
Сейчас ЛП в рейтингах на подъеме. Немецкая пресса отмечает, что ее лидеры во многом определяют политическую дискуссию, уступая только федеральному канцлеру Ангеле Меркель и председателю СДПГ Курту Беку. А если бы федеральные выборы состоялись минувшим воскресеньем, то, по данным опросов, левые могли бы получить 13% голосов и тем самым занять третье место после ХДС/ХСС и СДПГ. Все это серьезно тревожит другие партии, представленные в бундестаге, и особенно, конечно, правящие.
В Левой партии целый ряд ярких политических фигур, популярных ораторов, умеющих убеждать избирателей. Наиболее известный из них Оскар Лафонтен. В не столь далеком прошлом он возглавлял СДПГ, обеспечив вместе с Герхардом Шрёдером ее победу на выборах 1998 года. Но затем последовала его ссора с экс-канцлером и разрыв с его курсом.
В глазах всех других бундестаговских партий ЛП все еще изгой. По ходу и после съезда партии вновь пришлось столкнуться со шквалом очередных попыток дискредитации ее лидеров и установок. Их требования объявляются популистскими, невыполнимыми. Они очень тревожат оппонентов, так как приносят голоса избирателей.
На съезде в Котбусе одобрена новая повестка дня ЛП, уже рассчитанная на выборы 2009 года. В частности, левые требуют отменить повышенный до 67 лет пенсионный возраст и законодательно ввести минимальный размер зарплаты. Неолиберальной политике правящих партий противопоставлены предложения ежегодно инвестировать 50 млрд. евро в образование, здравоохранение, экологию, что в итоге создаст полмиллиона новых рабочих мест.
Волей-неволей партиям правящей коалиции, социальные решения которых вызывают недовольство избирателей, приходится реагировать на это своими шагами навстречу их настроениям. В одном случае внеплановым повышением пенсий, в другом отказом от полной приватизации федерального железнодорожного концерна Deutsche Bahn и т.д.
Вместе с тем в реальных условиях сегодняшней Германии «фактор ЛП» не играет определяющей роли, по-прежнему остающейся за христианскими и социал-демократами. Новые левые, как они себя называют, едва ли могут надеяться на скорое изменение внутренней и внешней политики, что названо ими своей целью. Во внешней политике ЛП традиционно занимает антивоенные и пацифистские позиции. Некоторые из них в настоящее время явно не реализуемы. Например, выход ФРГ из НАТО или вывод солдат бундесвера из Афганистана. Но тем не менее они фигурируют в принципиальных установках партии под съездовским девизом «Сильная Левая за другую – лучшую политику».