Уильям Бернс: «Нельзя притворяться, что у России и США нет разногласий».
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Уильям Джозеф Бернс покинул пост посла США в РФ. Его кандидатуру на должность замгоссекретаря США по политическим вопросам 8 мая утвердил Сенат. В прощальном интервью «НГ» Бернс анализирует российско-американские отношения, прогнозирует перспективы их развития, а также признается в любви к России.
– Господин посол, в связи с обострением ситуации на Кавказе как вы оцениваете обстановку в Абхазии и последние действия России в регионе?
– Во-первых, США четко выступили в поддержку территориальной целостности Грузии. Во-вторых, мы убеждены, что военного решения проблем Абхазии и Южной Осетии нет. Возможно лишь дипломатическое решение, принимающее в расчет интересы всех сторон. США и многие ключевые европейские страны в последние недели выражали озабоченность относительно ряда шагов, предпринятых российским правительством, которые, на наш взгляд, ставят под сомнение территориальную целостность Грузии. Речь, в частности, о снятии санкций СНГ и недавних распоряжениях российского руководства укрепить связи между РФ, Абхазией и Южной Осетией. Мы полагаем, что все должны прикладывать максимальные усилия для снижения напряженности, вновь сосредоточиться на существующих дипломатических механизмах для решения очень сложных проблем Абхазии и Южной Осетии.
– Вы согласны с утверждением, что у Тбилиси не складываются отношения с Москвой, поскольку Грузию тянут в НАТО?
– Не думаю, что вопрос стоит именно так, что кого-то заставляют вступать в НАТО. Вступление в Североатлантический союз – сложный процесс, который, во-первых, зависит от соответствующего желания стран, заинтересованных в присоединении, и желания их народа. Во-вторых, данным государствам необходимо предпринять определенные практические шаги, чтобы соответствовать критериям приема. В-третьих, результат зависит непосредственно от воли союзников по НАТО. На саммите НАТО, который прошел в Бухаресте в начале апреля, все страны – члены организации заявили о своей уверенности в том, что Грузии и Украине надо дать возможность присоединиться к НАТО. Но в Бухаресте не приняли решения о следующих практических шагах, которые Грузия и Украина должны предпринять на пути в альянс, то есть этим странам не предложили подключиться к Плану действий по членству в НАТО.
– Это ваше прощальное интервью «НГ» в качестве посла. До назначения на эту должность в августе 2005 года вы в 1990-х также работали министром-советником по политическим вопросам в посольстве США в Москве. Какие самые сильные впечатления оставила у вас Россия?
– В целом я прожил в России пять лет: два года в 1990-х и три года – в качестве посла. Мне повезло, и я немало попутешествовал по России. В последние три года я совершил более 40 поездок по российским регионам. У меня остались очень яркие впечатления. Некоторые из них связаны с переменами, которые произошли в РФ с середины 1990-х. Налицо существенный экономический рост, что особенно заметно в Москве и Санкт-Петербурге, но также и в других регионах. Хотя в целом по стране экономические достижения оказались неравномерными, экономическое обновление изменило восприятие людей.
Еще одно впечатление связано с тем, как активизировались контакты россиян, прежде всего молодого поколения, с внешним миром. Статистика поражает: например, в 2007 году 14 миллионов россиян выезжали за границу. Это огромная перемена по сравнению с 1990-ми. Я также читал, что в РФ насчитывается 40 миллионов пользователей интернета – один из самых больших показателей в мире. И три миллиона блоггеров┘
Наконец, меня поразили вызовы, с которыми по-прежнему сталкиваются российские регионы. Речь об инфраструктуре, физической инфраструктуре: автодорогах, железнодорожных путях, морских портах. Везде требуется модернизация, необходимая для диверсификации российской экономики, ее переориентации с нефти и газа. Кадровая инфраструктура также потребует серьезных инвестиций. Необходимо поддержать систему образования для реализации самого большого ресурса страны – ее народа.
Следует обратить внимание и на институциональную инфраструктуру, построение современных политических и экономических институтов для защиты прав собственности и ее оборота, для обеспечения верховенства закона, о чем говорил президент Дмитрий Медведев в Красноярске и в иных своих выступлениях. Установление верховенства закона важно для России – не только для экономического развития страны, но и для обеспечения основных прав граждан.
Все перечисленные мною проблемы представляют серьезные вызовы для России.
– Есть ли такие места в России, которые вы не смогли посетить, но хотели бы увидеть?
– Как я уже говорил, мне повезло, и я немало поездил по России. Мне хотелось бы побывать на Алтае, где я, признаюсь, не был. Моя младшая дочь (ей 15) вместе со школьными друзьями ходила в поход в горы Алтая пару лет назад. Я пообещал ей, что когда-нибудь вернусь, и мы сможем вместе побывать на Алтае. И я очень жду этого момента.
– В каких областях российско-американское сотрудничество наиболее важно и заметно?
– Я бы назвал три области, сотрудничество в которых наиболее важно и значительно на сегодняшний день. Во-первых, это ядерная сфера. Реальность такова, что у США и России в этой области есть уникальные возможности и уникальная ответственность. Это две ведущие ядерные державы. Мы достигли прогресса в кооперации по мирному атому, и 6 мая США и Россия подписали Соглашение 123 по мирному ядерному сотрудничеству. Кроме того, нам важно работать сообща, чтобы блага мирного атома стали доступны для других стран. Но сделать это необходимо так, чтобы защитить себя от опасностей распространения ядерного оружия. Здесь США и Россия опять-таки продемонстрировали лидерство: вместе мы стояли у истоков глобальной инициативы по борьбе с ядерным терроризмом. Мы работаем в тесном контакте с другими партнерами, чтобы на многостороннем уровне эффективно отреагировать на вызовы, которые представляют для нас ядерные программы КНДР и Ирана. Наконец, в ядерной сфере важен вопрос, как США и РФ будут управлять собственными арсеналами. Месяц назад в Сочи президент Джордж Буш подтвердил приверженность США к заключению юридически обязывающего соглашения на смену Договору СНВ. Этот документ важен для стратегической стабильности США и России. Но это также и значимый сигнал остальному миру, который мы призываем обратить внимание на опасность распространения ядерного оружия.
В последние 10–15 лет мы добились ощутимых успехов в обеспечении безопасности ядерных материалов и объектов в наших странах в рамках программы по коллективному уменьшению угрозы, начатой сенаторами Нанном и Лугаром и их российскими коллегами 15 лет назад.
Вторая важная сфера наших отношений – экономическое сотрудничество. В последние годы экономические связи между США и Россией существенно выросли. Американские инвестиции в РФ увеличивались на 50% ежегодно в течение трех лет, что я являюсь послом. Взаимная торговля росла на 40% ежегодно. Приведу ряд знаковых примеров. Многомиллиардная сделка по продаже компанией Boeing современных авиалайнеров в Россию в 2007 году. Boeing во взаимовыгодном партнерстве с компанией «Сухой» участвуют в программе создания регионального самолета SuperJet. «Северсталь» в последние месяцы сделала ряд значимых приобретений в США, став третьим крупнейшим производителем стали в Америке. Производственная деятельность Procter & Gamble в России уже составляет около 80% от аналогичного показателя этой компании в КНР. ConocoPhilips работает в партнерстве с «ЛУКОЙЛом», что является выгодным для экономик обеих стран и, естественно, для самих компаний.
Полтора года назад США и РФ также достигли двустороннего соглашения по заявке России на вступление в ВТО. Это важный шаг вперед. С тех пор США наряду с другими странами прилагают большие усилия, чтобы Россия успешно завершила переговоры на многостороннем треке и стала членом ВТО. Мы полагаем, что присоединение состоится в этом году.
Мы также попытались заново выстроить структуру диалога по экономическим отношениям. Ранее в этом месяце состоялся первый раунд межправительственного экономического диалога в Вашингтоне. Россию на нем представлял замминистра иностранных дел Андрей Денисов. Наш министр торговли будет участвовать в Санкт-Петербургском экономическом форуме в июне. К нему также присоединится ряд высокопоставленных американских чиновников. Можно без труда спрогнозировать одно: наши экономические отношения продолжат развиваться.
Третья сфера отношений – взаимодействие между двумя обществами. Число участников программ обменов в России перевалило за 60 тысяч человек. В минувшем году, когда отмечалось 200-летие установления дипотношений между Россией и США, мы увеличили число грантов для российской молодежи. Мы поощряем и приветствуем деятельность частных фирм в данной сфере, предлагающих программы стажировок молодым американцам и россиянам. Частный сектор способен сыграть здесь хорошую роль, учитывая рост экономических связей между нашими странами.
Мы также пытаемся развивать инновационные программы, как, например, Summer Work and Travel Program для студентов российских университетов. В этом году мы надеемся удвоить число участников программы до почти 40 тысяч российских студентов. В результате эта программа станет крупнейшей из подобных, которые США реализуют в других точках планеты.
Важно сосредоточиваться на официальных контактах. Но не менее важно прилагать усилия для укрепления связей между нашими обществами.
– Вы упомянули в качестве важной сферы отношений экономическое сотрудничество. Каким образом можно улучшить торгово-экономические отношения, которые, несмотря на некоторые успехи, все еще отстают от политических контактов?
– Я уже отмечал, что в последние два-три года произошел существенный рост экономических связей. Действительно, начиналось все с довольно скромных цифр. Но также верно и то, что у нас огромный потенциал для развития сотрудничества. Вступление РФ в ВТО создаст новые возможности и для США, и для России. Членство в ВТО поможет диверсифицировать российскую экономику, что является важным вызовом для руководства страны. В результате у российских компаний появятся возможности для инвестирования в США, а у американских – возможности делать бизнес в России. Обе страны смогут сотрудничать и инвестировать за рубежом. Например, так, как это уже делают ConocoPhilips и «ЛУКОЙЛ» на энергорынках в разных точках планеты. Полагаю, потенциал огромен.
– Вы сказали, что в интересах стратегической безопасности России и США заключить юридически обязывающее соглашение на смену СНВ. Когда может состояться подписание такого документа?
– В минувшем месяце президент Буш дал четко понять, что США привержены заключению юридически обязывающего соглашения на смену СНВ. И мы намерены потрудиться в 2008 году, чтобы достичь этого. Правда, что у нас остаются разногласия о том, как лучше оформить этот документ. США предпочитают подход, в основном базирующийся на Московском договоре (СНП), в результате которого появился бы более простой и прямолинейный документ. Но мы признаем важность того факта, что, какое бы соглашение мы ни заключили с Россией, оно должно включать механизмы верификации, отвечающие и американским, и российским интересам, а также подающие пример остальному миру в то время, как мы пытаемся убедить других остановить распространение ядерного оружия. По всем этим причинам нам важно достичь соглашения на смену СНВ до истечения данного договора в конце 2009 года. Времени осталось не так много, поэтому надо подойти к вопросу с известной срочностью. Думаю, такую позицию обозначили президент Путин и президент Буш, когда они встретились в Сочи.
– Будете ли вы способствовать заключению соглашения на смену СНВ уже в новом качестве замгоссекретаря США по политическим вопросам?
– Конечно, я буду прикладывать максимальные усилия для урегулирования целого ряда вопросов. Зона моей ответственности в новой должности будет достаточно обширна. В частности, мне предстоит оказывать содействие государственному секретарю по всем регионам мира, а также в международных организациях, например, в ООН. Но с учетом моего опыта и личного интереса к России я продолжу внимательно отслеживать российскую проблематику и сделаю все возможное для укрепления американо-российских отношений.
– Не могли бы вы чуть подробнее рассказать о своих обязанностях заместителя госсекретаря по политическим вопросам?
– Обязанностей будет много. Необходимо будет заниматься не только Россией и Евразией, но и Ближним Востоком и Африкой, а также международными институтами, чтобы содействовать работе государственного секретаря. Это основные обязанности. В особые обязанности, вероятно, войдет продолжение дипломатических усилий США на иранском направлении, в ходе которых мы тесно сотрудничаем с Россией, нашими ключевыми европейскими партнерами и с КНР. Наконец, я надеюсь продолжить работу с российской и с ближневосточной проблематикой. Одним словом, недостатка в проблемах и вызовах не возникнет.
– Как вы оцениваете российско-американское сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом?
– Думаю, в последние годы мы добились существенных успехов, хотя и не афишировали их. Мы укрепляли взаимодействие в ряде сфер: сотрудничество правоохранительных органов, обмен развединформацией, перекрытие финансовых ресурсов для террористических групп. У нас есть механизм, называющийся Рабочая группа по борьбе с терроризмом, который я возглавлю с американской стороны. Данная группа, правда, не собиралась уже года полтора. Но, как заявили наши президенты в Сочи, мы ожидаем, что в самом ближайшем будущем группа проведет заседание в Москве, чтобы показать, что мы придаем большое значение взаимодействию с Россией в борьбе с террором.
Полагаю, мы также могли бы прикладывать большие усилия для содействия миру и стабильности в Афганистане, который в прошлом был опасным источником экстремизма и терроризма. Чем больше мы сделаем для обеспечения лучшего будущего Афганистана и стабильности в этой стране, тем больше это будет отвечать интересам и США, и России.
– Возможно ли достижение компромисса между Москвой и Вашингтоном по проблеме третьего позиционного района ПРО США в Польше и Чехии?
– Да. Полагаю, возможно. Сегодня мы признаем, что у России сохраняются возражения относительно наших планов в Польше и Чехии. Но, как заявили наши президенты в Сочи в апреле, мы также привержены совместной работе, чтобы понять, удастся ли нам отреагировать на озабоченности России. США уже выступили с рядом предложений, которые, на наш взгляд, способны ослабить российские озабоченности. Например, речь идет о работе российских офицеров связи на будущих объектах ПРО в Польше и Чехии, а также о технических мерах, способных гарантировать, что на базах проходят конкретные мероприятия. Безусловно, все эти шаги предполагают, что на них дадут согласие страны, где разместятся объекты. Таким образом, необходимо проработать немало деталей. Но наша конечная цель опять-таки, как заявили наши президенты в Сочи, – выстроить сотрудничество в сфере ПРО с участием России, США и Европы. Поскольку, как мы убеждены, в будущем нам всем придется столкнуться с угрозой ракет большой дальности, имеет смысл объединить свои ресурсы и возможности, чтобы бороться с этой угрозой. Это наша долгосрочная цель.
– Как послу наверняка вам приходилось сталкиваться с трудностями. Какие препятствия были самыми сложными?
– Последние три года, что я служил послом США в России, я не могу назвать скучной порой. Представлять свою страну в России – честь для меня. Я всегда буду относиться к России с любовью и уважением. Безусловно, одним из вызовов для меня стали вопросы, по которым у наших стран сложились реальные разногласия – независимость Косово, расширение НАТО, ПРО. Нельзя притворяться, что у нас нет разногласий.
Вторым вызовом стала структура отношений. В совершенно иную эру наших контактов – в 1990-х – у нас была очень развитая структура сотрудничества и межправительственной дипломатии. В последние годы кое-что из этого мы подрастеряли. В минувшем году мы попытались вернуть привычку систематического взаимодействия, например, путем возрождения механизма «2+2», включающего глав внешнеполитических и оборонных ведомств с обеих сторон. Эта группа встречалась дважды в Москве в последние месяцы. Это очень полезный механизм для урегулирования важных стратегических проблем и вопросов безопасности между нашими странами. Мы также попытались возродить некоторые экономические механизмы. Я уже упоминал, что недавно в Вашингтоне прошла первая встреча межправительственного экономического диалога. Когда в Санкт-Петербург в июне приедет министр торговли США, он надеется выяснить, каким образом возобновить более систематический диалог деловых кругов наших стран. Полагаю, углубление структуры наших отношений соответствует росту наших экономических контактов. Чем больше мы сделаем для структуризации отношений в переходный политический период, который предстоит обеим странам, тем лучше это будет отвечать нашим интересам.