В Сенате США прошли слушания по утверждению кандидатуры посла США в Москве Уильяма Бернса на пост замгоссекретаря по политическим вопросам. Бернс прагматично изложил свои взгляды на внешнюю политику Вашингтона и сделал важное заявление по вопросу дальнейшего контроля над стратегическими наступательными вооружениями России и США.
Выступая в понедельник в сенатском комитете по иностранным делам, посол США в Москве Уильям Бернс заявил, что Вашингтон готов заключить с Россией юридически обязывающее соглашение, которое придет на смену договору СНВ. Напомним, этот договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений был подписан в Москве в 1991 году. Документ предусматривал сокращение общего количества стратегических носителей каждой стороны до 1,6 тыс. единиц, количество боезарядов на них – до 6 тыс. единиц и устанавливал меры контроля. Действие СНВ истекает в декабре 2009 года.
«Во время встречи с президентом Владимиром Путиным в Сочи в этом месяце президент Джордж Буш подтвердил приверженность США юридически обязывающему соглашению, которое должно прийти на смену СНВ», – сказал в понедельник Бернс. «Администрация подходит к этому как к неотложному делу, и не только потому, что считает такое соглашение важным для отношений между США и Россией и стратегической стабильности. Но также и потому, что США и Россия обладают уникальными возможностями и несут исключительную ответственность в ядерной области», – цитирует американского дипломата ИТАР-ТАСС.
До конца прошлого года администрация Джорджа Буша была категорически против принятия юридических обязательств, связанных с СНВ. Лишь за последние несколько месяцев в позиции США произошел определенный поворот. Как отметил в интервью «НГ» Сергей Рогов, директор Института США и Канады РАН, вопрос о контроле над вооружениями активно обсуждается на российско-американских переговорах, которые ведутся на уровне помощника госсекретаря Джона Руда и замминистра иностранных дел Сергея Кисляка. «Но пока стороны не договорились относительно ключевого вопроса, а именно учета средств доставки ядерного оружия», – пояснил Рогов.
Без продления положений СНВ проблематично выполнение Договора о стратегических наступательных потенциалах (СНП), подписанного в 2002 году Бушем и Путиным. СНП предусматривает сокращение ядерных сил до уровня 1,7 тыс.–2,2 тыс. боеголовок. По словам Рогова, это, по существу, единственное конкретное положение СНП. В СНП отсутствуют ссылки на количество носителей (ракет и бомбардировщиков) – то, что было указано в договоре СНВ. «Пока американская сторона отказывается вносить в будущие российско-американские договоренности какие-либо указания на количество носителей. А это вызывает озабоченность Москвы по поводу так называемого «возвратного потенциала». Например, если на ракете Minuteman было установлено три боеголовки, а американская сторона сократит их до одной боеголовки, в течение короткого времени количество боезарядов можно утроить, возвратив ранее снятые», – отметил эксперт.
По мнению Рогова, заявление Бернса на слушаниях в Сенате показывает, что переговоры Москвы и Вашингтона продолжатся и есть реальная надежда, что стороны смогут добиться соглашения. Однако эксперт выразил сомнение по поводу перспектив подписания документа в оставшийся срок пребывания у власти Буша – до 20 января 2009 года.
Если на президентских выборах победят демократы, они могут согласиться на внесение в документ подобных положений, полагает директор ИСК РАН. Что касается кандидата-республиканца Джона Маккейна, то он занимает достаточно жесткую позицию по отношению к РФ. Недавно Маккейн заявил, что является сторонником сокращения ядерных вооружений, но эта позиция не конкретизирована. «Если Маккейн победит, то его администрация, которая будет сформирована из активистов Республиканской партии, возможно, станет придерживаться позиции администрации Буша», – предположил Сергей Рогов.
Примечательно, что сам Бернс уклонился от ответа на вопрос, будет ли заключено соответствующее соглашение до 20 января 2009 года. На слушаниях в сенатском комитете по иностранным делам, который должен утвердить Бернса на пост замгоссекретаря по политическим вопросам, дипломат пообещал использовать в своей новой должности опыт, приобретенный в Москве. Бернс дипломатично заметил, что сейчас США имеют дело с миром, в котором проявление «чуть большей скромности при продвижении американских интересов часто оказывается неплохим подходом».
Комментируя высказывание Бернса по поводу СНВ, российский дипломатический источник заявил «НГ»: «Такой подход совпадает с нашим видением проблемы».