Германская внешняя разведка Бундеснахрихтендинст (БНД) в эти дни оказалась в центре скандальной международной аферы. Раскрыт компьютерный шпионаж, налаженный этой службой в правительственных сферах Кабула. В частности, многомесячной слежке был подвергнут министр торговли Мохаммад Амин Фарханг. Все это происходило в 2006 году, но стало известно только на днях.
Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер выразил в связи с этой историей дипломатическое сожаление своему афганскому коллеге Рангину Дадфару Спанте. О состоявшемся телефонном разговоре сообщила представитель внешнеполитического ведомства в Берлине. Его глава, по ее словам, намеревался в течение выходных также лично позвонить и самому Фархангу.
Вынести афганскую тему за скобки скандала таким образом не удалось. Ведь первоначально он разгорелся на прошлой неделе как реакция на противозаконный перехват БНД электронной переписки сотрудницы журнала Spiegel Cюзанны Кёльбль. Специалист по Афганистану, имеющая в Кабуле прямые контакты, она, в частности, переписывалась с министром Фархангом. Поскольку в Берлине об этом уже ходили слухи, президент БНД Эрнст Урлау постарался упредить разоблачение. Он пригласил журналистку к себе и лично извинился перед ней. Теперь ясно, что демонстративный джентльменский поступок был отвлекающим маневром.
Выяснение обстоятельств дела на заседаниях Парламентской контрольной группы по спецслужбам (ПКГ) и в прессе выявило, что корреспонденция Кёльбль была лишь побочной целью операции БНД, а главным объектом и целью слежки был именно министр правительства Хамида Карзая. Для этого агенты немецкой спецслужбы внедрили в компьютерную систему кабульского Министерства торговли и промышленности шпионскую программу. В Германии по аналогии с троянским конем ее называют «троянской». Устройство затем автоматически переправляло копии всей служебной переписки, документацию, коды, использовавшиеся министром Фархангом, в штаб-квартиру БНД в Пуллахе под Мюнхеном.
Кабульская акция БНД, предпринятая, как заверяют, без ведома руководства спецслужбы и ее кураторов в ведомстве канцлера, особенно возмутила членов ПКГ. Входящие в нее депутаты всех фракций бундестага заявляли о неслыханном скандале, превращении БНД в государство в государстве, подрыве доверия к разведке, поднимали вопрос об отставке ее шефа Урлау. Но затем были найдены стрелочники.
По информации Die Welt, по указанию ведомства федерального канцлера, в подчинении которого находятся спецслужбы, дисциплинарным взысканиям должны быть подвергнуты руководитель секретариата президента БНД, заведующий отделом, по линии которого был организован шпионаж, и еще некий сотрудник. Кроме того, распоряжением того же ведомства предписано прибегать к компьютерному шпионажу только в виде исключения и лишь с личного разрешения главы БНД.
Утешит ли это афганцев, сказать трудно. Инициативы БНД вызвали шок в Кабуле. Очевидно, что слежка за Фархангом была установлена по подозрению в его связях с движением «Талибан». Теперь министр торговли и промышленности в интервью газете Neue Osnabrucker Zeitung тревожится: «В результате этого абсурдного навета я предстаю своего рода двойным агентом, что подвергает меня и жизнь моей семьи величайшей опасности». В свою очередь, глава афганской дипломатии Рангин Дадфар Спанта выразил «ужас и отвращение в связи с такими методами, которым не должно быть места в правовом государстве», подчеркнув, что таково мнение всего афганского правительства.
Учитывая трудную ситуацию в Афганистане, обе стороны стараются не допустить обострения отношений между Берлином и Кабулом. Афганская сторона, как сказал Спанта еще до разговора со Штайнмайером, хочет избежать громкого скандала. Ясно, что он вполне может быть использован талибами. Главное же в том, что обиды обидами, но Германия одна из тех стран, что вносят весомый вклад в обеспечение безопасности и восстановление Афганистана, и Кабул не хочет лишиться поддержки Берлина.