Вместо президента Медведева в термальный источник на Хоккайдо японцы посадили Путина.
Сегодня вечером в Москву прибывает премьер-министр Японии Ясуо Фукуда. Завтра он встретится с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, а также посетит урок японского языка в одной из московских школ. По данным «НГ», подписание документов в ходе визита не планируется. Главная цель приезда главы японского правительства – познакомиться со своим российским визави Медведевым, которого он будет принимать на саммите G8, намеченном на 7–9 июля в Хоккайдо–Тояко, а также создать у нового российского президента правильное представление о территориальном аспекте мирного договора.
Ясуо Фукуда приезжает в Москву по следам «очень позитивного» визита министра иностранных дел Японии Масахико Комуры. По словам дипломатического собеседника «НГ» в Токио, Комура остался «очень доволен» беседой с российским коллегой Сергеем Лавровым. Действительно, 14 апреля Комуре удалось добиться важного на данном этапе признания от Москвы. Как отмечалось в сообщении МИД РФ, по итогам обсуждения проблемы заключения мирного договора между Россией и Японией «было выражено единое мнение о необходимости дальнейшего продолжения поиска взаимоприемлемого решения данного вопроса на основе всех имеющихся договоренностей». Это означает, что российская сторона готова учитывать иркутское заявление Владимира Путина и бывшего японского премьера Иосиро Мори от 25 марта 2001 года. В нем, как уже писала «НГ» (см. номер от 17.04.08), говорится о необходимости обсуждения судьбы четырех островов Южных Курил.
Токио крепко цепляется за цифру «4». В ответ на вопрос, готова ли Япония на подписание мирного договора в случае урегулирования территориального аспекта в соответствии с советско-японской декларацией 1956 года, в МИД Японии официально отвечают, что требуется возвращение Россией всех четырех островов – Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи. Документ 1956 года предполагает, что Япония могла бы рассчитывать при заключении мира на меньшие по размерам Шикотан и острова гряды Хабомаи. Премьеру Фукуде важно закрепить московские договоренности Комуры и Лаврова на высшем уровне, обеспечив площадку для переговоров с Медведевым на основе всех имеющихся у России и Японии документов по территориальному вопросу.
В преддверии визита в Москву Ясуо Фукуда встретился в Токио с Харуми Такахаси, губернатором самой северной префектуры страны – Хоккайдо. Она передала ему петицию с призывом добиваться скорейшего разрешения спора об островах. По словам Фукуды, разрешение вопроса о Южных Курилах – непременное условие вывода отношений с Москвой на более высокий уровень. Дипломат из Департамента Европы МИД Японии г-н Ватанабе так прокомментировал ситуацию в интервью «НГ»: «За 200-летнюю историю отношений между Японией и Россией возникали хорошие и плохие моменты. Сейчас мы сталкиваемся с ненормальной ситуацией». По словам Ватанабе, кроме проблемы мирного договора во всех остальных сферах российско-японские отношения «очень хорошие». За последние два года объем товарооборота удвоился до 21,3 млрд. долл. С конца этого года Япония начнет импортировать сжиженный природный газ с Сахалина, после чего доля российского голубого топлива на японском рынке вырастет с нуля до 8,5%. В этом году начнется предоставление услуг связи по новому оптоволоконному кабелю, связывающему Японию с Европой через Россию. Планируется активизировать сотрудничество в сфере мирного атома и энергетики, молодежных обменов. Ватанабе утверждает, что потенциал российско-японских отношений не реализован и товарооборот на порядок меньше аналогичных показателей Японии с КНР и США. Японский дипломат подчеркнул, что территориальный аспект – «вопрос национальной гордости для японцев» и разрешить его под силу только лидерам двух государств.
Японские журналисты и наблюдатели в частных беседах признают, что, хотя первое, что приходит на ум, когда задают вопрос о российско-японских отношениях, это ситуация вокруг островов, по опросам, значительно меньше половины респондентов могут показать так называемые «северные территории» на карте. В поселке Рауса, самой восточной части страны, основной вид хоздеятельности – рыболовство. Местные жители порой называют требование о возврате четырех островов политическим девизом, говоря, что главное для них – доступ к богатым морским ресурсам, которых вполне достаточно вокруг предлагавшихся Россией Хабомаи и Шикотана. Впрочем, табличка при въезде в населенный пункт требует также возврата Итурупа и Кунашира. Здесь активны всевозможные организации, ведущей из которых является Ассоциация бывших жителей островов, которые занимаются популяризацией проблемы.
Мало кто может перевести здесь – менее чем в 20 км от Кунашира – названия островов, сохранившиеся со времен проживания на этих территориях народа айну. Кстати, айну, живущие на Хоккайдо, настаивают, чтобы власти Японии учитывали их требования на земли, которые страна пытается получить у России. Однако, по словам местных собеседников «НГ», шансы на это у айну даже в случае передачи островов крайне малы.
Впрочем, премьер Японии вряд ли будет вдаваться в такие подробности в Москве. Подписания документов, по данным «НГ», не планируется. Два соглашения, одно из которых предполагает активизацию молодежных обменов между странами и подключение к финансированию этого проекта российской стороны, а второе – направлено на охрану экологии Охотского моря, вероятно, будут подписаны уже на Хоккайдо. Там Медведев и Фукуда встретятся в период саммита G8 в июле.
О важности российского гостя на саммите говорит уже тот факт, что в аэропорту Синтитосэ (под Саппоро), через который делегации будут прибывать на саммит, российский флаг идет вторым – после японского и перед американским. Подвели пока только торговцы сувенирами: вместо Медведева в компании сильных мира сего на блокнотах и иной сувенирной продукции запечатлен постаревший Путин.
Токио–Тояко–Москва