Перспективы Хиллари Клинтон становятся все более туманными.
Фото Reuters
Президентская избирательная кампания в США приближается к моменту, когда определятся главные соперники. Первичные выборы в штатах Пенсильвания (22 апреля), Индиана (6 мая) и Северная Каролина (13 мая) должны выявить, кто из двух претендентов из числа демократов – Хиллари Клинтон или Барак Обама – может реально рассчитывать на выдвижение его кандидатуры. У республиканцев будущий кандидат уже определен. Это Джон Маккейн.
«Да! Да! Да!» – так намеренно подчеркнуто ответила в среду сенатор Хиллари Клинтон на вопрос в ходе транслировавшихся по телевидению из Филадельфии дебатов с сенатором Бараком Обамой, ее соперником в борьбе за выдвижение кандидатуры на пост президента США. У Клинтон спросили, считает ли она возможной победу Обамы, если он станет кандидатом, над республиканцем Маккейном. Хиллари ответила, что Обама способен победить Маккейна, но она выполнила бы эту задачу лучше.
Вопрос был с подтекстом. В кругах Демократической партии все знают, что Клинтон, отстающая от Обамы по результатам первичных выборов, все более настойчиво продвигает мнение, будто Обама неизбираем. Имеется в виду, что в борьбе один на один с кандидатом республиканцев Маккейном он непременно уступит из-за жесткости последнего либо по причине слабости своих позиций или даже деталей биографии.
Сама Клинтон постаралась раскрыть слабые стороны более молодого политика. За мою жизнь, заявила она, публика уже изрядно познакомилась с моим «багажом». Обаме же еще предстоит столкнуться с общественным любопытством. Она же подняла тему близкого знакомства Обамы с сомнительными с политической точки зрения людьми.
Настойчивый интерес со стороны оппонента Обамы вызвали его друзья с радикальными взглядами. Один из них – священник Джеремайя Райт высказывал свои взгляды с церковной кафедры. По его словам, Америка «вызвала на себя» теракты сентября 2001 года. Второй – преподаватель Уильям Айерс участвовал в 60–70-е в группировке Weathermen underground, устраивавшей взрывы в городах США и, по некоторым сведениям, об этом не жалеет.
Обама ответил, что его трудно связать с проступками человека, совершенными 40 лет назад. Что касается крайних высказываний духовника, то от них он отмежевался еще раньше. Несомненно, оба вброшенных в избирательную кампанию обвинения могут использоваться в дальнейшем против Обамы.
В ходе дебатов Обаме пришлось отбиваться не только от острых вопросов Клинтон, но и от настойчивости модераторов. В частности, сенатору пришлось объяснить свое высказывание о жителях малых промышленных городов. Они, сказал Обама, оставшись без работы, становятся «озлобленными» и «цепляются» за религию и право владеть оружием. Клинтон и ее сторонники назвали такое суждение высокомерным, и Обама был вынужден извиниться за «оговорку».
Оправдывалась и Клинтон. В одном из выступлений она утверждала, что, находясь в качестве первой леди в поездке в Боснию, она была вынуждена вместе с дочерью прятаться от пуль. Дотошные журналисты показали снятый в тот день видеоклип встречи в Тузле: Клинтон была в окружении местной знати и большой толпы, стрельбы не было. Сейчас Хиллари объясняет, что ее «подвела память».
Как бы там ни было, эксперты оценивают шансы Обамы на оставшихся первичных выборах как предпочтительные. В Пенсильвании, где праймериз пройдут 22 апреля, отставание Обамы от Клинтон по показателям популярности среди избирателей-демократов сократилось до 5%. Это не позволит Клинтон существенно приблизиться к Обаме по числу поддерживающих ее делегатов Национального съезда партии. Голосование в Пенсильвании рассматривается многими экспертами как решающее.
В первой половине мая пройдут праймериз в Индиане и Северной Каролине. В первом из этих штатов Обама впереди Клинтон на 5%, а во втором – на 13%. По данным опроса, проведенного на прошлой неделе фирмой Gallup, в общенациональном масштабе в поддержку Обамы высказываются 51% демократов, а Клинтон – 40%.
В Филадельфии Обама и Клинтон заявили, что поддержат решение по поводу кандидатуры на президентских выборах, которое примет Национальный съезд Демократической партии. При этом оба отмолчались, когда их спросили, не предложат ли они друг другу место вице-президента.