Вчера в Москве прошел очередной раунд российско-польских переговоров по проблематике ПРО. Согласно дипломатическим источникам «НГ», состоялось ее углубленное обсуждение. Речь шла главным образом о мерах доверия в связи с планом размещения в Польше американских ракет-перехватчиков. Прорыва нет, диалог будет продолжен, заявляют дипломаты.
Вопросы транспарентности американской системы ПРО в Европе, ставшие одной из центральных тем воскресного саммита Путин–Буш в Сочи, ныне практически выдвинуты на первый переговорный план. С помощью мер доверия и контроля, определенных пока лишь в общих чертах, предполагается если не полностью снять, то хотя бы смягчить российские озабоченности по поводу создаваемого третьего позиционного района ПРО США в Европе.
Принципиальные российско-американские разногласия по этой проблеме иной перспективы в данный момент не открывают. Помощник американского президента по национальной безопасности Стивен Хэдли даже заявил по итогам саммита в Сочи, что достижение соглашения по противоракетной обороне Буш и Путин «могут оставить своим преемникам». Но есть договоренность интенсифицировать диалог по вопросам, касающимся сотрудничества в области ПРО как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
Вчерашняя встреча, проведенная на уровне заместителей министров иностранных дел России и Польши Сергея Кисляка и Витольда Ващиковского, вписывается в такой диалог. Но еще до нее стало ясно, что конкретизация возможных мер транспарентности и доверия будет сложной задачей. Москва считает, что система мер контроля должна быть очевидной, объективной и осуществляться в постоянном режиме как техническими средствами, так и с помощью личного наблюдения экспертов, которые должны присутствовать на этих объектах постоянно. Варшава, а вместе с ней и Прага отвергают такой подход.
Предваряя вчерашний раунд переговоров, Ващиковский предупредил, что о постоянном российском военном присутствии на планируемых польских объектах ПРО США «не может быть речи». Аналогичную позицию озвучил чешский вице-премьер Александр Вондра. Он заявил, что Чехия может согласиться только на инспекции российскими специалистами американского радара ПРО, который намечают установить на базе Брды, «но не на присутствие российских военных». Причем Прага обговаривает это дополнительными условиями: по словам Вондры, в ответ чешским экспертам «должно быть предоставлено право проводить инспекции в России».
Вместе с тем, как и Вашингтон, польская и чешская дипломатии не исключают выхода на договоренности по мерам доверия. Польский переговорщик Ващиковский выразил готовность своего правительства обсуждать с Москвой «другие формы» допуска российских экспертов к элементам противоракетного щита, если последние будут установлены в Польше. Министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг назвал высказывания российского президента в Сочи по проблеме контроля и доверия «виртуальной политической игрой» и отметил, что кроме постоянного присутствия «есть много других возможностей» для обеспечения транспарентности использования радарной установки.
Судя по всему, Варшава и Прага заранее обговорили такой подход, в том числе, конечно, и с Вашингтоном. Переговорное поле по «набору мер доверия и транспарентности в сфере противоракетной обороны» не блокируется. Но детальное обсуждение таких тонких и трудных во всех деталях вопросов, несомненно, требует времени. А его не так много.
Польско-американские переговоры еще не завершены, и тут цейтнота пока нет. Но чешско-американский договор о радаре уже готов. На начало мая объявлено его подписание в Праге госсекретарем США Кондолизой Райс и ее чешским коллегой Шварценбергом. Это контрастирует с объявленной «интенсификацией диалога». Тактика свершившихся фактов никак не способствует поиску возможных альтернативных решений проблемы.