На 6 апреля в Сочи намечена встреча Владимира Путина и Джорджа Буша. Американский лидер сообщил, что принимает приглашение своего российского коллеги. Визит Буша в Сочи после саммита НАТО призван решить несколько задач. Вопрос развертывания третьего позиционного района ПРО США в Польше и Чехии, как ожидается, будет доминировать в повестке.
В Москве и Вашингтоне в спешке готовят визит Джорджа Буша в Сочи. Традиционно на подготовку подобных вояжей уходит несколько недель. Как отмечает информированная Washington Post, заявление президента США о том, что он принимает приглашение Владимира Путина, стало неожиданностью даже для ряда ключевых американских чиновников.
Буш сообщил о визите в беседе с иностранными журналистами в Вашингтоне в среду. На обдумывание приглашения Путина, прозвучавшего в телефонном разговоре лидеров 7 марта, у Буша ушло менее 20 дней. Не так много времени, если посмотреть на загруженный график лидера единственной супердержавы.
Визит Буша в Сочи – это одновременно подтверждение личных дружеских отношений с Путиным и попытка, пожалуй, последняя, договориться с уходящим российским президентом по важнейшим вопросам международной безопасности и российско-американского взаимодействия. Ведь через месяц после рандеву в Сочи Путин передаст президентские полномочия Дмитрию Медведеву. Да и у самого Буша мандат подходит к концу – в январе 2009 года его кресло в Белом доме займет один из трех политиков – республиканец Джон Маккейн или кто-то из демократов – Хиллари Клинтон или Барак Обама.
ПРО – в центре диалога
Попытаться договориться сейчас, похоже, важно и для Москвы, и для Вашингтона. Для Буша снятие или ослабление возражений Москвы против планов развертывания ПРО стало бы важным достижением. Москва, судя по вчерашним высказываниям министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, надеется на уступки со стороны Вашингтона.
У встречи есть и внутриполитический контекст – проблема преемствования власти. Если Медведев, как предполагается, сохранит основной вектор внешней политики России и будет прислушиваться к мнению будущего премьера Путина, то с преемником Буша все иначе. Как новый президент США поведет себя в решении актуальной проблемы российско-американских отношений – планов США развернуть 10 противоракет в Польше и радар в Чехии?
На сегодняшний день сторонником скорейшего развертывания третьего позиционного района ПРО, который защищал бы Америку и ее союзников от угроз с Ближнего Востока, а также потенциально от России и Китая, показал себя лишь один кандидат – Маккейн. У него – наиболее жесткий подход к России, которую он, в частности, предлагает выгнать из «большой восьмерки» за отступление от демократии. Клинтон и Обама не говорили, что свернут планы по ПРО, но по крайней мере давали понять, что не спешат претворять их в жизнь ввиду малого числа испытаний эффективности системы и ее высокой стоимости.
В этой связи и у Кремля, и у Белого дома есть мотивы для поисков компромисса, который выглядел бы как достижение для обеих сторон. Показательно, что Москва, не отказываясь от своей позиции, проявила готовность перенести дискуссию на самый высокий – президентский – уровень. Свидетельством определенной гибкости служат отсутствие чрезмерно резких выпадов в адрес Вашингтона из Кремля и в основном положительный отклик Путина на послание Буша, которое привезли в Москву на прошлой неделе госсекретарь США Кондолиза Райс и глава Пентагона Роберт Гейтс. Активные консультации по ПРО ведет на этой неделе в Вашингтоне делегация российских дипломатов во главе с замминистра иностранных дел Сергеем Кисляком. Что это, как не попытки Москвы и Вашингтона найти компромисс, который помог бы обоим уходящим лидерам спасти лицо и, как выразился советник Буша по национальной безопасности Стивен Хедли, передать преемникам американо-российские отношения «в хорошей форме»?
По словам Хедли, этот визит – «знак лидеров, свидетельствующий, что обрисовать стратегические рамки отношений, определить области сотрудничества, решить ряд важных вопросов вполне возможно». Расширенная подача американской стороной повестки сочинской встречи, главными достижения которой могли бы стать компромисс по ПРО и договоренности о продолжении взаимного контроля над стратегическими наступательными вооружениями после истечения Договора СНВ-1 в следующем году, выглядит как хеджинг, перестраховка.
Никто не завышает ожидания
Стараясь не завышать ожиданий, Вашингтон пробрасывает идею, что визит Буша к Путину важен уже сам по себе. Действительно, он состоится после встреч Буша с президентом Грузии Михаилом Саакашвили на прошлой неделе и ожидаемого на следующей неделе вояжа Буша в Украину. И, конечно, после намеченного на 2–4 апреля саммита НАТО в Румынии. На них в той или иной форме хозяин Белого дома публично выскажется в пользу намерений Тбилиси и Киева вступить в НАТО, что в результате вызовет недовольство Москвы. Последующий приезд Буша в Сочи должен смягчить этот напряженный момент в российско-американских отношениях. В Сочи американскому лидеру, видимо, придется сказать несколько теплых слов или даже пообещать приехать на открытие Олимпиады-2014.
«Я с оптимизмом смотрю на возможность достижения соглашения по очень важным вопросам, – заявил Буш в среду. – Думаю, многие в Европе вздохнули бы с глубоким облегчением, если мы сумеем договориться по ПРО. Надеюсь, нам это удастся».
Определенная почва для договоренности подготовлена. В последнем письме Буша Путину, как сообщается, есть уступки Москве. По некоторым сведениям, речь, в частности, идет о том, что в Польше установят противоракеты, а в Чехии развернут мощный радар с атолла Кваджелейн, но всю систему не активируют до испытания Ираном или иным враждебным государством ракет, способных поразить Европу. Кроме того, российским представителям будет предоставлен доступ на эти объекты ПРО как знак, что система не направлена против России.
Как заявил Хедли, США пытаются найти формулу мер, направленных на укрепление доверия со стороны России к американским планам. Советник президента Буша по национальной безопасности, как отмечает Cи-эн-эн, упомянул, что меры эти должны быть взаимными и распространяться на те объекты, которые РФ ранее предлагала включить в интегрированную систему ПРО для защиты Европы и России. Напомним, Москва обещала в обмен на сворачивание американцами планов развертывания ПРО в Европе совместное использование РЛС в Габале (Азербайджан) и строящегося радара под Армавиром.
В преддверии визита Буш также отметил, что рассчитывает на хорошие рабочие отношения с Медведевым. Он напомнил, что звонил ему и поздравлял с победой на выборах. При этом Буш подчеркнул, что в США с большим интересом были восприняты предвыборные высказывания Медведева о необходимости верховенства закона и транспарентности. Эти слова «звучали очень прогрессивно», цитирует американского лидера ИТАР-ТАСС. Буш выразил надежду, что они будут подкреплены делами. «С радостью жду личной встречи с Медведевым», – сказал он.
Время для прагматизма
Какие ожидания связывают с предстоящим саммитом в российских экспертных кругах? По словам заместителя директора Института США и Канады РАН доктора исторических наук Виктора Кременюка, встреча президентов в Сочи предоставляет Путину и Бушу хорошую возможность добиться улучшения российско-американских отношений и в целом оздоровить международные отношения. Этого требует общая обстановка в мире. Этого требуют и интересы обоих государственных деятелей, которым предстоит покинуть президентские посты – Путину в мае с.г., а Бушу –в январе будущего.
Как считает эксперт, обе стороны ныне начинают понимать причины неудачи российско-американского сотрудничества в эпоху Горбачева и Рейгана. Тогда в качестве его основы рассматривались «общие ценности», которые, как обнаружилось, Москвой и Вашингтоном понимаются по-разному. Ныне же речь идет о более прагматическом подходе, когда обе стороны пытаются сотрудничать по важным международным проблемам независимо от того, какие у них ценностные ориентации.
Отказ от идеологической схемы дает возможность для достижения важных решений, считает эксперт. Однако для этого стороны должны укрепить взаимное доверие. Это необходимо, в частности, для эффективной борьбы с угрозой терроризма, распространением оружия массового уничтожения. Необходимо достичь и общего понимания угрозы, которая возникнет в результате получения террористами доступа к ОМУ. Все это, считает эксперт, делает необходимым достижение взаимопонимания по поводу возможной ракетной угрозы Европе.
Что касается возможного участия в саммите Дмитрия Медведева, то, по мнению эксперта, для него это удобный случай обеспечить сохранение курса на развитие американо-российских отношений. Это также хорошая возможность для установления отношений доверия с лидерами западных стран, которые проявляют пристальный интерес к личности избранного президента РФ.