Традиционным обедом 27 глав государств и правительств вчера в Брюсселе открылся двухдневный саммит Евросоюза. Весеннее собрание впервые проходит под председательством Словении – славянской страны и одного из новобранцев сообщества.
Центральными в повестке дня значатся реализация задач в области экологии и в рамках «Лиссабонской стратегии», как именуют программу социально-экономического развития сообщества. Среди международных проблем прежде всего Косово, где Брюссель приступил к развертыванию своей «гражданской миссии». Лидеры ЕС уделят внимание Балканам в целом, а также ситуации на Ближнем Востоке, в Иране, Судане, Чаде и Зимбабве.
В отличие от того, что наблюдалось на таких встречах на протяжении последних двух лет, сегодня на саммите в Брюсселе не ощущается критического напряжения. Но без споров саммит не обходится. Экологическая программа была утверждена еще в прошлом году при германском председательстве в ЕС. Она предусматривает сокращение до 2020 года выбросов СО 2 на 20% наряду с увеличением до 20% энергобаланса доли возобновляемых источников энергии.
Разработан соответствующий этой задаче проект директивы ЕС, в котором в качестве отправного пункта в расчетах назван 2005 год. Для ряда стран сообщества это в практическом плане неподъемное дело. Венгрия, Словакия, Литва, Румыния, Латвия и Болгария, использующие уголь для выработки электроэнергии, потребовали, чтобы в качестве отправного года стал 1990-й.
Саммит ЕС стремится обеспечить единую позицию в вопросах борьбы с глобальным потеплением климата в преддверии дискуссии на саммите «большой восьмерки» в Японии. Острота этой проблемы усиливается, а подходы к ней все еще серьезно разнятся. Особенно между США и ЕС во главе с наиболее активной по этой линии Германией.
Не все устраивает в установках ЕС и другие страны, Россию в том числе. Москва не возражает против того, чтобы ЕС брал на себя «повышенные обязательства». Но принципиальный российский подход, представленный на декабрьской Всемирной конференции ООН на острове Бали, исходит из цели снизить глобальные выбросы на 50% к 2050 году, а точкой отсчета считать уровень 1990 года. Иными словами, проблемы климата могут добавить спорного материала во взаимоотношения ЕС–РФ.
Накануне Брюсселя Парижу и Берлину удалось приглушить вспыхнувшие между ними противоречия в связи с инициативой французского президента о создании Средиземноморского союза. Стороны нашли компромисс, и вчера Николя Саркози и Ангела Меркель представили его остальным участникам саммита. Но будут ли они согласны с этим проектом, еще неясно.
Как стало известно «НГ» из дипломатических источников, вопрос о начале переговоров между ЕС и Россией о новом базовом договоре партнерства в повестке дня брюссельского саммита не значится. Между тем российские ограничения на импорт польской сельхозпродукции сняты. Премьер-министр Дональд Туск сказал на днях в интервью Reuters, что «не видит больших проблем в отношении выработки переговорного мандата ЕС и Польшей». Но об отмене вето Варшава пока официально не объявила. Но подводные камни могут быть и в позициях некоторых других стран ЕС, чьи отношения с Москвой содержат конфликтные моменты. Так или иначе лидеры ЕС пока не готовы принять мандат на открытие переговоров. Но у них есть еще возможность успеть договориться об этом до июньского саммита Россия–ЕС в Ханты-Мансийске.