Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози отужинали вчера в Ганновере. Встреча состоялась на фоне усиления разногласий в двусторонней и международной повестках Парижа и Берлина. Главное яблоко раздора – инициатива Саркози по созданию «Союза для Средиземноморья».
Вчера на севере Германии, в Ганновере, открылся международный салон по информационным технологиям CeBIT. В этом году Франция выступает на мероприятии в качестве почетного гостя. Страну представлял лично президент Николя Саркози. Приезд в Ганновер французского лидера и бундесканцлерин Ангелы Меркель стал удобным поводом для их совместного рабочего ужина.
Несмотря на утверждения Парижа и Берлина о хорошем состоянии двусторонних отношений, наблюдатели отмечают наличие серьезных разногласий между странами, которые уже приводят к последствиям. Так, на прошлой неделе были перенесены сразу две важные встречи. Во-первых, на три месяца – до 9 июня отложена изначально намеченная на 3 марта неформальная франко-германская встреча в верхах в Штраубинге (Бавария). Во-вторых, также на прошлой неделе были перенесены на более поздний срок двусторонние консультации министров финансов и глав Центробанков Франции и ФРГ. Официальная причина переносов – несовпадение графиков. Впрочем, уже на этой неделе французский МИД признал наличие спорных вопросов и полемики в отношениях с Германией.
В свою очередь, в дипломатических кругах Берлина, признавая важность взаимодействия с Парижем, отмечают, что отношения двух крупнейших европейских экономик «всегда были борьбой». В последнее время полемика ведется, в частности, вокруг роли Европейского центробанка и темпов сокращения бюджетного дефицита во Франции, которые партнеры Парижа по ЕС оценивают как недостаточно активные. Берлин и Париж борются и за роль в истории, оспаривая друг у друга вклад в разработку и одобрение Лиссабонского договора ЕС. Но главные разногласия, как утверждает Die Welt, кроются за проектом Саркози по созданию «Союза для Средиземноморья».
Вызывающая противление Берлина инициатива Саркози родилась еще в период избирательной кампании последнего. Изначально предполагалось чуть ли не создание особой региональной структуры, в которой участвовали бы государства с выходом к Средиземному морю. Уже само название, придуманное в Париже, – «Средиземноморский союз» или «Союз Средиземноморья», – вызвало опасения в ряде европейских столиц, что это объединение с мотором во Франции может со временем составить конкуренцию Евросоюзу. Как писала Le Figaro, Франция, по мнению Берлина и еще ряда столиц, руководствуется корыстными интересами, а целью Парижа якобы является задействовать существующие механизмы ЕС и откачивать общеевропейские деньги для удовлетворения собственных интересов в приоритетном для Франции регионе. Недовольство Меркель вызывало и то, что проект Саркози игнорировал страны, не омываемые Средиземным морем, а его реализация фактически вводила бы в ЕС разделение труда: Восточная Европа – сфера Германии, а южный вектор давался бы на откуп Франции.
Как саркастически замечают французские журналисты, проект Саркози сокращается, как шагреневая кожа, поскольку Елисейский дворец вынужден учитывать возражения, возникшие у европейских партнеров. Так, Испания и Италия, без которых подобное объединение было бы мертворожденным, добились изменения самого названия проекта, который теперь именуется как «Союз для Средиземноморья», что предполагает возможность подключения к нему любой страны – члена ЕС. Париж согласился и с тем, что в основе объединения будет лежать принцип сотрудничества, а не интеграции.
Франция даже предполагала создание специального банка «Союза для Средиземноморья», но ФРГ выступила против. Дипломаты выражают надежду, что Парижу и Берлину все-таки удастся договориться. Времени осталось не так много. Франция, к которой председательство в Евросоюзе перейдет 1 июля, планирует запустить «Союз для Средиземноморья» на саммите ЕС 14 июля в Париже.