Встречами с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом и турецким военным руководством вчера завершил свое восьмидневное турне по странами Азии и Тихого океана министр обороны США Роберт Гейтс. До этого он побывал в Австралии, Индонезии и Индии и всюду в крайне настойчивой форме предлагал американское оружие и военную технику.
«Речь не идет об антикитайском барьере», – неоднократно заявлял Гейтс в ходе поездки. Слово hedge, которое он использовал, в переносном смысле подразумевает подстраховку. Вопреки уверениям министра сопровождавшие его журналисты сообщали: Гейтс подолгу обсуждал с принимавшими его руководителями «китайский фактор», увязывая эту тему с предложениями военных поставок.
Разумеется, в каждой конкретной стране были и свои сюжеты для обсуждений. Так, в Австралии, первой стране на его пути, шеф Пентагона постарался убедить власти воздержаться от дальнейшего сокращения своих войск в Афганистане и Ираке. А на завершающем этапе – в Турции он дал отбой операции турецких войск в Иракском Курдистане – этого все более настойчиво требует Багдад.
Однако на центральном месте в поездке Гейтса была военно-политическая ситуация в Азии и военно-технические связи США со странами региона. Все это обсуждалось в увязке с вопросом о «военном усилении КНР». Согласно газетным отчетам, в Австралии и Индонезии Гейтс подчеркивал заинтересованность Вашингтона «в оказании помощи этим демократиям в деле усиления их военных потенциалов и повышении их роли в деле обеспечения безопасности региона».
Затем наступила очередь Индии. «В течение двух дней переговоров с индийскими лидерами Гейтс уделил больше времени обсуждению вызова Дели в сфере безопасности со стороны Пекина, чем со стороны Пакистана, традиционного соперника в регионе», – сообщил корреспондент New York Times со ссылкой на участвовавшего в переговорах высокопоставленного сотрудника Пентагона. Как отмечает газета, индийские планы военного строительства охватывают те же области, что и военная модернизация КНР, включая в первую очередь намеченные закупки военных самолетов-истребителей и наращивание океанских ВМС.
Гейтс провел переговоры о заключении соглашений, открывающих двери перед военным экспортом. Имеются в виду запрет на передачу закупленных военных технологий другим странам и меры по обеспечению совместимости военной техники.
Показательно, что Гейтс посетил Индию сразу по следам выставки Defense Expo’2008 и за несколько дней до закрытия тендера на закупку военных самолетов (3 марта). И дело не исчерпывается десятимиллиардным контрактом. По сведениям, которыми располагают американские эксперты, планы модернизации индийских вооруженных сил предусматривают закупку в течение ближайших пяти лет военной техники на 100 млрд. долл.
Как отмечают американские и индийские наблюдатели, действия Вашингтона по захвату индийского рынка вооружений направлены прежде всего на вытеснение с него российских оборонных корпораций, которые до этого были основным поставщиком Индии. Показательно, что американские корпорации одними из первых прореагировали на выдвинутое Дели требование реинвестировать в Индии – в основном в военную промышленность 30% стоимости контрактов свыше 70 млн. долл. Среди тех, кто уже нашел себе индийских партнеров, числятся авиастроительные фирмы Sikorsky Aircraft и Boeing, ракетная Raytheon и машиностроительная Larsen & Toubro.
Все нынешние и панируемые закупки вооружений преследуют не только коммерческий интерес. Их военно-политическую направленность подчеркивает также New York Times. «По утверждению сотрудника Пентагона подобные закупки наряду с такими же шагами Индонезии и Австралии позволят всем трем странам более тесно сотрудничать, чтобы противостоять усилению Китая», – сообщает газета. «Имея на вооружении своих войск сочетающиеся системы вооружений, они могут совместно работать и тренироваться, но не в агрессивном смысле, а лишь в порядке предосторожности», – дипломатично высказывается пентагоновский чин.