Кондолизу Райс принял премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао.
Фото Reuters
Почти 400 американцев, в том числе в полном составе Нью-Йоркский филармонический оркестр, находились в начале этой недели в столице КНДР Пхеньяне. В это же время госсекретарь США Кондолиза Райс побывала в столице соседнего с КНДР Китая, где обсудила вопрос полного избавления северокорейцев от ядерной программы.
Приезд в Северную Корею известного американского оркестра рассматривается как проявление «музыкальной дипломатии», которая в прошлом сыграла заметную роль в налаживании отношений США с СССР и Китаем. В нынешней группе, кроме музыкантов, находятся 80 представителей СМИ, а также частные спонсоры, каждый из которых внес по 100 тыс. долл. за двоих.
В понедельник американцы были гостями на представлении артистов КНДР, которые в числе прочего исполнили балет на тему «партизанской войны с японскими захватчиками». Во вторник музыканты из Нью-Йорка сами дали концерт в главном зале Пхеньяна. Они исполнили музыкальные произведения Гершвина, Дворжака и Вагнера.
Практически в рамках этого турне съемочная группа телеканала Си-эн-эн побывала в городке Йонбене в 100 километрах к северу от Пхеньяна. Там американцам показали ядерный реактор, из которого специалисты удаляют топливные урановые стержни. Демонтаж реактора, в топливных сборках которого нарабатывается плутоний, пригодный для использования в ядерном оружии, – одно их центральных мероприятий в процессе ликвидации ядерного оружия КНДР.
Вопрос о темпах демонтажа реактора в Йонбене и другие аспекты выполнения договоренностей о ликвидации ядерной программы КНДР обсуждались во вторник в ходе визита в столицу соседнего Китая госсекретаря США Кондолизы Райс. Глава американской дипломатии прибыла из Сеула, где она участвовала в инаугурации нового президента Республики Корея Ли Мен Бака и вела в числе прочего переговоры по поводу этой же – северокорейской – проблемы.
Райс была принята председателем КНР Ху Цзиньтао и премьером Госсовета Вэнь Цзябао и провела переговоры с главой МИД Ян Цзечи. Она посетовала на то, что Пхеньян нарушил соглашение, достигнутое в феврале прошлого года на переговорах о северокорейской ядерной программе. Северокорейцы не завершили к 31 декабря 2007 года, как обещали, демонтаж реактора в Йонбене и не дали полного отчета о своих ядерных объектах и наличии ядерного оружия.
Одной из все еще не раскрытых северокорейских тайн является вопрос о том, обладает ли Пхеньян еще одной ядерной программой – урановой. Эту версию в свое время озвучили в Вашингтоне, ссылаясь то на признания пакистанцев, якобы передавших соответствующую технологию северокорейцам, то на самих северокорейцев, как бы признавших такие работы. Сами официальные представители КНДР отрицали подобное.
Ссылаясь на то, что Пекин находится в уникальном положении страны, имеющей влияние на северокорейское руководство и сыгравшей важную роль в достижении прошлогодних договоренностей, Райс просила китайское руководство воздействовать на Пхеньян и на этот раз.
Как известно, свои претензии Пхеньян предъявляет и Вашингтону. В частности, в Северной Корее крайне недовольны тем, что американцы до сих пор не исключили КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм, что налагает на нее различные торгово-экономические ограничения. В ответ на это северокорейцы до крайности замедлили демонтаж реактора. По словам американских экспертов, оказывающих содействие в работах, из реактора изымают примерно по 30 стержней в сутки, что грозит надолго затянуть демонтаж.
По сообщениям из Пекина, переговоры Райс с Ян Цзечи завершались стереотипными заверениями сторон об их стремлении добиться «дальнейшего прогресса» в ликвидации ядерной программы Северной Кореи. Вслед за этим Райс вылетела с визитом в Токио, где одной из центральных тем переговоров будет эта же проблема северокорейской ядерной программы.