Организация по атомной энергии Ирана сообщила вчера о доставке из РФ последней партии ядерного топлива для АЭС «Бушер». Тем временем СБ ООН приступил к консультациям по третьему проекту антииранской резолюции.
Из России на АЭС «Бушер» всего доставлено 82 тонны ядерного топлива, а также необходимое оборудование, сообщает РИА Новости. Поставки начались еще 16 декабря 2007 года в соответствии с российско-иранским межправительственным соглашением и осуществлялись под контролем Международного агентства по атомной энергии. Глава МИД Ирана Манучехр Моттаки ранее заявлял, что станция заработает на 50-процентной мощности уже к середине этого года. В России называлась иная дата – станцию запустят не раньше конца 2008 года.
Тегеран приветствовал вчера получение последней из восьми партий топлива, подчеркнув, что поставки способствуют «углублению стратегических отношений между Ираном и Россией». Однако прислушиваться к Москве, настаивающей на том, что теперь у иранцев отсутствует экономическая необходимость в самостоятельном обогащении урана, в Тегеране не собираются. О том, что страна продолжит обогатительную деятельность, заявляли в этом месяце Моттаки и духовный лидер аятолла Али Хаменеи. Отметим, что на прошлой неделе Белый дом поддержал поставки топлива для «Бушера», приветствовав идею Москвы обеспечить иранцам доступ к мирной ядерной энергии.
Упорство Тегерана, отказывающегося выполнить требования двух резолюций СБ ООН, призывающих приостановить ядерную деятельность, дает дополнительный аргумент Вашингтону, стремящемуся к ужесточению санкций. Вчера в СБ ООН начались консультации по проекту третьей антииранской резолюции. Она была согласована главами внешнеполитических ведомств России, США, Великобритании, Франции, КНР и ФРГ на прошлой неделе в Берлине. Дипломаты не ожидают серьезных корректировок текста со стороны непостоянных членов СБ ООН.
Новый проект вводит запрет на въезд или транзит через территорию всех государств указанных в приложении к резолюции физических лиц, которые занимаются чувствительной в плане распространения ядерной деятельностью Ирана и разработкой систем доставки ядерного оружия. В предыдущих резолюциях государства должны были лишь «проявлять бдительность». Проект, кроме того, призывает государства установить финансовый мониторинг деятельности финучреждений, связанных с иранскими банками, в частности, с Bank Melli и Bank Saderat. Еще одна важная мера – инспектирование грузов в Иран и из Ирана, доставляемых компаниями Iran Air Cargo и Islamic Republica of Iran Shipping Line.
Вчера Моттаки заявил: «Новая резолюция Совбеза повлечет серьезную и логичную реакцию Ирана». Но конкретизировать ее не стал. Профессор Али Ансари из лондонского Chatham House (Королевский институт международных отношений) в интервью «НГ» подчеркнул, что, поскольку предлагаемые санкции будут скорее символическими, жесткой реакции Тегерана, вероятно, не последует. «Резолюция вряд ли как-то отразится на курсе президента Ирана Махмуда Ахмадинежада», – сказал Ансари.
По его мнению, главная проблема заключается в непоследовательности иранской политики Запада. Прежде всего речь идет о США, которые свели спор с иранцами к диспуту об Ираке, хотя необходимо прежде всего говорить о международном праве. «Русские, европейцы и китайцы не очень хотят влезать в американо-иранскую дискуссию по Ираку», – отметил эксперт. Ансари напомнил, что положение осложняется предвыборными президентскими кампаниями в США и Иране. Нежесткие санкции, возможно, даже позволят Ахмадинежаду объявить электорату о новой победе страны под его руководством.