Сергей Лавров доволен итогами внешней политики РФ в 2007 году.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров выступил вчера в Москве на пресс-конференции, посвященной итогам года в международных делах. Он назвал российскую внешнюю политику неидеологизированной и прагматической.
По словам главы российской дипломатии, Москва во внешних делах ориентируется на формирующуюся в мире многополярность и выступает против намерения кого бы то ни было доминировать над другими странами. Она следует принципу строгого соблюдения международного права и борется против попыток подорвать его, стремится к сотрудничеству со всеми, кто к этому готов.
Как отметил Лавров, минувший год во внутреннем плане был отмечен общим согласием в стране по поводу задач российской дипломатии, а во внешнем – ее активными усилиями, направленными на обеспечение международных позиций России и укрепление ее безопасности, в том числе путем широкого участия в международном сотрудничестве. По словам министра, у России сейчас достаточно ресурсов, чтобы одновременно решать все эти задачи. Признанием успешного продвижения Москвы на этом пути Лавров назвал договоренности о проведении саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 2012 года во Владивостоке и зимней Олимпиады 2014 года в Сочи.
Отвечая на вопрос «НГ» о том, можно ли отнести к числу успехов российской дипломатии достижение договоренности по Ирану на встрече в минувшую среду в Берлине министров иностранных дел «шестерки», Лавров подчеркнул, что это компромиссное решение и вместе с тем пример успешного сотрудничества. Судя по высказываниям министра, он особенно доволен тем, что проект третьей антииранской резолюции СБ ООН отвечает первоначально сформулированным критериям взаимодействия России, США, Великобритании, Франции, Китая и ФРГ по иранской проблеме. Прежде всего – учитывает подвижки в работе МАГАТЭ с Ираном.
«Мы еще с сентября исходили из того, что не надо торопиться, нужно смотреть, как пойдет диалог между Ираном и МАГАТЭ, возобновившийся прошлой осенью, – сообщил Лавров. – При этом мы были привержены изначальной договоренности, что надо работать, поощряя Иран к сотрудничеству с МАГАТЭ и объясняя Тегерану преимущества, которые могут последовать за закрытием всех проблем его ядерного досье».
Как сообщил Лавров, иранцы «закрыли» три из семи вопросов, которые они должны были осветить по плану, согласованному с МАГАТЭ. На то, чтобы получить ответы на остальные четыре вопроса, требуется три-четыре недели. Кроме того, оказываемое на Иран дополнительное давление не является чрезмерным. «Меры воздействия не носят жесткого санкционного характера, они призывают государства быть бдительными в развитии торгово-экономических отношений с Ираном, чтобы избежать передачи незаконных запрещенных материалов, которые могут быть использованы в ядерных делах», – заявил Лавров.
И, может быть, самое значимое в предлагаемом документе: «Проект новой резолюции по Ирану подтверждает, что в случае выполнения Ираном всех условий «шестерка» будет готова начать с Ираном переговоры по всему спектру взаимоотношений, включая торгово-экономическое сотрудничество и вопросы безопасности».
Другая острая международная тема – о возможных действиях России в ответ на одностороннее объявление независимости Косово: «Не пойдет ли Москва на немедленное признание независимости Абхазии и Южной Осетии?». Как отметил Лавров, «надо сделать все необходимое, чтобы вопрос Косово решался в правовом поле, с учетом международного права и принципа нерушимости границ, за исключением обоюдного согласия на это сторон». Одностороннее объявление независимости Косово опасно. Ведь «объективно будет создан прецедент для около 200 районов в различных государствах мира».
Что касается Москвы, то она «прекрасно понимает дестабилизирующий эффект сепаратистских процессов» и не будет спешить с признанием независимости кого бы то ни было. «Российское руководство никогда не заявляло, что незамедлительно признает Абхазию и Южную Осетию в случае признания независимости Косово», – отметил министр.
Отвечая на вопросы о европейском направлении российской внешней политики, Лавров ответил, что Москва выступает за реформу всей структуры европейской безопасности. Он осудил также неуместные попытки выражения «европейской солидарности», как это сделано в оценке председательствующей в Евросоюзе Словении в связи с ситуацией вокруг деятельности Британского совета в России.
«Мы с изумлением ознакомились с заявлением словенского председательства, которое основано на упрощенной и извращенной трактовке всей ситуации», – сказал министр. В этой связи он отметил, что Лондон неправомерно пытается вынести проблему с Британским советом на общеевропейский уровень и спекулировать на понятии «европейская солидарность».