В январе активизировались консультации между Россией, США, а также Польшей и Чехией о планах Вашингтона по размещению элементов противоракетной обороны в Восточной Европе. Задача администрации президента Джорджа Буша по скорейшему завершению переговоров с Варшавой и Прагой усложнилась. Это увеличивает шансы на достижение Москвой и Вашингтоном компромиссного решения.
8 февраля в Москве ждут премьер-министра Польши Дональда Туска. Это будет его первый визит в российскую столицу после вступления в должность осенью прошлого года. По словам дипломатов, главной темой дискуссий в российской столице станет проблема ПРО. Напомним, что США планируют разместить 10 противоракет в Польше и РЛС в Чехии, мотивируя это ракетной угрозой со стороны Ирана. Москва считает аргументы Вашингтона неубедительными и расценивает размещение элементов противоракетной обороны вблизи своих границ как угрозу национальной безопасности.
«Улучшение отношений между Москвой и Варшавой – приоритетная цель внешней политики Польши», – заявил на днях Туск. По его словам, у польского правительства нет «жесткой доктрины относительно развертывания американской противоракетной базы в стране». В минувший четверг Варшаву посетила российская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел Сергеем Кисляком. Кисляк встретился с польским коллегой Витольдом Ващиковским и министром иностранных дел Радославом Сикорским. «Стороны были согласны в полезности продолжения откровенного обмена мнениями, прежде чем будут приниматься решения по чувствительным вопросам безопасности», – заявил по итогам встречи российский МИД.
Сикорский отметил, что у Москвы и Варшавы сохраняются серьезные разногласия, однако сам факт начала двусторонних консультаций свидетельствует о появлении новой модели российско-польских отношений. «Это приносит первые положительные результаты», – сказал министр.
В отличие от предыдущего правительства Польши во главе с консерватором Ярославом Качиньским кабинет Туска демонстрирует готовность к поиску компромисса и дипломатическому торгу. На эффективность такого подхода указывают достигнутые Туском договоренности по снятию мясного эмбарго, введенного Москвой в 2005-м. В Варшаве ожидают, что в этом месяце Россия снимет запрет на остальные виды сельхозпродукции из Польши. В Москве, судя по всему, наконец поверили, что с польскими властями нужно и можно решать вопросы по-деловому.
Прага тем временем демонстрирует большую лояльность Вашингтону. Премьер-министр Чехии Мирек Тополанек заявил, что его правительство может достичь соглашения с США по размещению РЛС уже весной этого года, сообщает AP. «В идеале... мы представим договоры в парламент на одобрение после саммита НАТО в Бухаресте – в апреле или позднее», – сказал чешский премьер. Туск же отказался сообщить четкий график возможной сделки с США, отметив, что это произойдет тогда, когда Варшава получит от Вашингтона «финансирование и гарантии безопасности». Судя по словам министра обороны Польши Богдана Клича, его страна надеется укрепить с помощью США свою противовоздушную оборону за счет комплексов Patriot и THAAD. Эти вопросы глава оборонного ведомства Польши сможет обсудить уже на этой неделе в ходе визита в Вашингтон.
В интервью «НГ» Дмитрий Саймс, президент Центра Никсона и издатель журнала The National Interest (Вашингтон), прокомментировал перспективы переговоров по ПРО.
«В принципе найти формулу соглашения по американской ПРО в Европе возможно. В этой формуле должны быть учтены и российские, и американские озабоченности. Надо принять во внимание требования Москвы, что систему следует построить таким образом, чтобы она была однозначным ответом на иранскую угрозу и не могла использоваться против России. Формула также должна отвечать требованиям Вашингтона: систему необходимо развернуть без излишних проволочек, а именно до испытаний Ираном ракет большой дальности», – сказал Саймс. Эксперт предположил, что при наличии здравого смысла и доброй воли сторонам по плечу справиться с этой задачей. В то же время Дмитрий Саймс отметил: «Влиятельные голоса как внутри, так и вне администрации Буша настаивают на том, чтобы не идти на уступки России и воспользоваться ПРО для укрепления военных связей Америки с Польшей и Чехией. Точно так же влиятельные голоса в Москве утверждают, что ПРО США направлена скорее против России, чем Ирана, во что я абсолютно не верю».
Политолог выразил сомнение, что правительства обеих стран сейчас обладают достаточной политической волей, чтобы достичь прорыва до ухода Буша с поста президента в январе 2009-го. «Достижению соглашения может содействовать давление на администрацию Буша со стороны демократического большинства в Конгрессе, которое противится выделению средств на дополнительные объекты ПРО. В свою очередь, новое умеренное правительство Польши сомневается в целесообразности установки противоракет по ускоренному графику», – сказал Саймс. Он предположил, что создавшаяся ситуация увеличивает шансы на достижение компромисса, однако только при условии, что Россия продемонстрирует гибкость и понимание того, что для США иранская ракетная угроза «серьезна, реальна и требует адекватного ответа».