Иран надеется привлечь инвестиции, объем которых в ближайшие 20 лет составит почти 0,5 трлн. долл. Средства предполагается направить на разработку нефтегазовых месторождений. В Тегеране рассчитывают, что после нашумевшего доклада разведслужб США, утверждающего, что иранцы заморозили оружейную ядерную программу в 2003-м, иностранцы будут активно вкладывать деньги в экономику страны.
Министр нефти Ирана Голям Хоссейн Нозари сделал ряд важных заявлений в минувшую среду в Абу-Даби, где проходила сессия конференции Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). В ближайшие семь лет Исламская Республика намерена увеличить добычу нефти до 5,6 млн. баррелей в день с нынешних 4,3 млн. баррелей. По словам министра, объемы добычи газа планируется удвоить до 1 млрд. кубометров в день. Для того чтобы осуществить амбициозные планы, Ирану необходимо вложить в развитие нефтегазового сектора в ближайшие семь лет 150–160 млрд. долл., а на протяжении 20 лет – 480 млрд. долл.
Нозари предположил, что введенные против страны односторонние американские и международные санкции по линии СБ ООН не смогут воспрепятствовать привлечению иностранных инвестиций. Кроме того, проекты по увеличению добычи будут частично финансироваться из Нефтяного стабилизационного фонда страны. Эта «копилка», подобно российскому Стабфонду, призвана аккумулировать излишки нефтедолларов, которые могут впоследствии тратиться в том числе на реализацию инвестпроектов.
По словам министра нефти, которого цитирует Reuters, иранцы самостоятельно приступили к разработке крупнейшего нефтяного месторождения Азадеган, и уже в следующем году на нем будет добываться 50 тыс. баррелей в день. Доходы от реализации черного золота также пойдут на развитие нефтегазового сектора.
Как бы то ни было, без подключения международных нефтяных компаний оптимистичные прогнозы Нозари вряд ли выполнимы, полагают эксперты. Аналитик консалтинговой фирмы Global Insight (Лондон) Сэмюэл Чижук рассматривает заявления министра как очередной иранский призыв к иностранным инвесторам, причем в грамотно выбранный момент. «Проблемы с санкциями, препятствующие сотрудничеству с Ираном крупных компаний, обладающих технологиями, опытом и ноу-хау, не решены. Однако вероятность введения новых карательных мер против Тегерана, которая была высокой еще на прошлой неделе, теперь снизилась», – сказал эксперт в беседе с корреспондентом «НГ». Это связано с публикацией в минувший понедельник доклада «Национальная разведывательная оценка», в подготовке которого участвуют все разведслужбы США. Согласно документу, Иран заморозил оружейное направление своей ядерной программы еще в 2003 году.
Уже действующие санкции в соответствии с двумя резолюциями СБ ООН от декабря 2006 года и марта 2007-го, конечно, не будут сняты, поскольку иранцы так и не выполнили основного требования и не приостановили ядерную деятельность. До сих пор международные и американские ограничения эффективно препятствовали приходу высоких технологий в нефтегазовый сектор. Так, Total и Shell, не отказываясь от контрактов по сжиженному природному газу, пытаются сейчас выиграть время. Тегеран дал им срок до середины 2008 года, чтобы приступить к реализации проектов.
Американский доклад будет учитываться Россией при согласовании третьей антииранской резолюции, подтвердил вчера глава МИДа Сергей Лавров. В зависимости от развития событий в Совбезе в ближайшие месяцы в Иран могут потянуться средние и малые иностранные фирмы. В условиях, когда в стране не берутся работать крупные компании, для малых и средних открывается возможность получить и осуществлять проекты, которые они не выиграли бы в ходе нормальных тендеров. По словам Сэмюэла Чижука, вскоре могут активизироваться небольшие китайские, индийские и российские компании. «Приход таких игроков все проблемы Ирана не решает: у них либо нет финансовых мускулов, либо соответствующих технологий, которые, например, крайне необходимы для проектов по сжиженному природному газу», – сказал аналитик.
Инвестирование в Иран, впрочем, представляет собой большую проблему. Помимо кризиса вокруг ядерной программы иностранные инвесторы сталкиваются с не очень выгодными для себя финансовыми условиями контрактов. В Тегеране, как отмечают специалисты, не понимают или не хотят понимать, что более высокие риски заставляют международные компании ожидать большего дохода. Инвесторов также отпугивают серьезные бюрократические препоны, с которыми им придется столкнуться в Министерстве нефти.