Николя Саркози не удалось выполнить в Алжире свою главную политическую задачу.
Фото Reuters
Сегодня завершается трехдневный визит президента Франции Николя Саркози в Алжир. Хозяин Елисейского дворца признал несправедливость колониальной системы, осудил исламофобию и антисемитизм. В ходе вояжа также были подписаны контракты на сумму свыше 5 млрд. евро.
За три дня своего первого государственного визита в Алжир Саркози успел многое. Он провел несколько раундов переговоров с президентом Абдельазизом Бутефликой, встретился с деловыми кругами, возложил венок к мемориалу ветеранам войны за независимость в 1954–1962 годах. И это несмотря на дипломатический скандал, разгоревшийся за неделю до приезда французского лидера. На прошлой неделе алжирский министр по делам ветеранов Мохаммед Шериф Аббас высказал предположение, что «истинным архитектором вхождения (Саркози. – «НГ») во власть» было «еврейское лобби». Дед французского лидера по материнской линии – еврей. Скандал быстро удалось погасить: Бутефлика сразу же дезавуировал заявление Шерифа Аббаса, а хозяин Елисейского дворца подчеркнул, что едет в Алжир к друзьям. При встрече гостя у трапа самолета присутствовали десять алжирских министров, но автора антисемитского высказывания среди них не было. Саркози позднее заметил, что «антисемит как никто другой похож на исламофоба», и призвал бороться с проявлениями расовой нетерпимости и ненависти. Он также признал, что колониальная система «была глубоко несправедливой».
В состав французской делегации входят ключевые министры, а также около 150 бизнесменов. Экономическая часть визита, как и в случае с ноябрьским вояжем Саркози в Китай, важна. Как уже писала «НГ», к поездке в КНР было приурочено подписание контрактов на 30 млрд. долл.
По данным AFP, общая сумма французских контрактов в Алжире превысит 5 млрд. евро. Это договоры на поставку оборудования для развития транспортной инфраструктуры, нефтехимической промышленности, энергетики и водопользования. Вчера в присутствии президентов было подписано «соглашение о партнерстве» в области ядерной энергетики. На начальном этапе документ предполагает обмен опытом в сфере атомной безопасности. Кроме того, компания Total инвестирует 1,5 млрд. долл. в строительство установки по нефтепереработке. А Gaz de France вложит 1 млрд. долл. в газовое месторождение и продлит свои контракты по закупкам голубого топлива до 2019 года. Алжир – третий крупнейший поставщик газа во Францию после России, Норвегии и Нидерландов – является основной надеждой Европы на диверсификацию энергопоставок. Саркози выразил надежду, что сотрудничество будет лишь крепнуть, и бывшая колония впоследствии закупит высокоскоростные поезда TGV, самолеты «Аэробус», а также атомные электростанции.
Профессор Жак Сапир, директор по экономическим исследованиям парижской Школы высших исследований социальных наук, так прокомментировал «НГ» последнее турне президента: «Ряд контрактов, которые были на повестке в Алжире, блокировались в течение последних двух-трех лет. Сейчас их удалось присовокупить к новым. Во Франции мы называем это «эффектом продуктовой сумки», когда хозяйка складывает покупки, рассчитанные на несколько дней, в одну сумку».
По словам эксперта, на самом деле вояж в Алжир прошел менее успешно, чем в КНР. В Поднебесной французский лидер открыл политический диалог, который будет длиться многие месяцы. А в бывшей колонии главной политической задачей Саркози было добиться от алжирцев поддержки его проекта по созданию общего средиземноморского пространства. Но, по данным французских СМИ, правительство Алжира так и не подписало соответствующее соглашение.