В Австралии завершается подсчет голосов на парламентских выборах, прошедших в минувшую субботу. Большинство в нижней палате себе обеспечила оппозиционная Лейбористская партия. Ее лидер Кевин Радд – новый премьер страны – получает поздравления от зарубежных коллег и предпринимает первые шаги по реализации своей предвыборной программы.
По данным Австралийского фонда защиты окружающей среды, важнейшим вопросом избирательной кампании оказалось изменение климата. Лейбористы получили в 150-местной палате представителей по меньшей мере 83 кресла – на 23 больше, чем в парламенте предыдущего созыва. Причем, как утверждает фонд, судьбу 21 мандата решили сторонники активных действий в области экологии. «Австралийцы проголосовали за реальные действия для борьбы с изменениями климата и ждут от Радда скорейшей ратификации Киотского протокола», – заявил директор фонда Дон Генри.
Правительство уходящего премьера, консерватора Джона Говарда, стало «единственным в мире кабинетом, лишенным власти из-за бездействия в сфере глобального потепления», – отметил Ник Эконому, эксперт мельбурнского Monash University. В интервью агентству Bloomberg, Эконому заявил, что Либеральная партия Говарда скорее всего останется в оппозиции в предстоящие восемь лет. Правившая либерально-национальная коалиция получила на выборах 24 ноября 58 мест, еще два кресла отойдут независимым, и судьба семи мандатов под вопросом.
Бывший дипломат Кевин Радд уже включился в работу. В минувшее воскресенье он обсудил с чиновниками в Брисбене детали предстоящего присоединения Австралии к Киотскому протоколу. Та же тема обсуждалась и в ходе первых телефонных звонков с поздравлениями, которые Радд получил от премьер-министра Великобритании Гордона Брауна и президента Индонезии Сусило Бамбанга Юдхойоно. Не исключено, что поднималась проблема глобального потепления и в беседе с президентом США Джорджем Бушем.
Наблюдатели подчеркивают, что уход с политической арены Говарда, личного друга Буша, предвещает усиление давления на Вашингтон по вопросу ратификации Киотского протокола. Ведь США теперь рискуют остаться единственной индустриально развитой страной мира, не взявшей на себя обязательств в рамках Киотского протокола – документа о сокращении выбросов в атмосферу парниковых газов, способствующих глобальному потеплению планеты. Согласно этому документу, ратифицированному 172 странами, Евросоюз должен сократить выбросы на 8%, Япония и Канада на 6%, страны Восточной Европы и Балтии в среднем на 8%, Россия и Украина сохранить среднегодовые выбросы в 2008–2012 годах на уровне 1990 года. Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.
Показательно, что первая зарубежная поездка Радда будет экологической: он намерен присутствовать на открывающейся на следующей неделе на индонезийском острове Бали конференции ООН по изменению климата. На этом мероприятии планируется обсудить возможности установления новых обязательств по сокращению парниковых газов после 2012 года.
Экология оказывает все большее влияние на политику. Эта тенденция зародилась в 1980 году с формированием Партии зеленых в Германии. С тех пор зеленые идеи активно проникают в политику: зеленые партии входили или входят в органы власти на региональном и общенациональном уровнях в ФРГ, Финляндии, Франции, Бельгии и других странах.
Нынешней экологической переориентации власти в Австралии, очевидно, способствовала переживаемая страной сильнейшая за последние 200 лет засуха, которая приносит агропромышленному сектору убытки. Австралия является самым сухим населенным континентом на Земле.
Среди других предвыборных обещаний Радда, гарантировавших ему победу, стало обязательство вывести боевые подразделения страны из Ирака к середине 2008-го, а также реформирование трудового законодательства в пользу рабочих, совершенствование систем образования и здравоохранения и расширение возможностей сети интернет в стране.
Радд планирует вывести из Ирака около 500 военных, другая часть контингента из 1,6 тыс. человек, как ожидается, останется в стране: это команда находящегося в Персидском заливе австралийского корабля, солдаты, обеспечивающие охрану дипломатов в Багдаде, а также военнослужащие ВВС.
Киотская и иракская инициативы Радда, вероятно, станут главными внешнеполитическими переменами в политике нового кабинета. Радд, свободно владеющий китайским, может несколько усилить азиатский вектор. Хотя он уже заявил, что взаимодействие с США останется в центре внешней политики Австралии. Наблюдатели пока не ожидают крутых поворотов в отношениях Канберры с другими странами, в том числе и с Россией.