За три дня с момента объявления чрезвычайного положения взяты под стражу или помещены под домашний арест около 1,5 тысяч человек.
Фото Reuters
Президент Пакистана Первез Мушарраф оказался под беспрецедентным давлением внутри и за пределами страны. Эксперты не исключают, что генерал может быть смещен, если он потеряет поддержку военных, а государство окажется на грани раскола. Такой – худший – вариант развития событий противоречил бы интересам России.
В Пакистане сохраняется сложная обстановка. Вчера, согласно сообщению Associated Press, в центре страны произошли новые столкновения между адвокатами, выступающими против политики президента, и полицейскими. Юристы забрасывали стражей порядка камнями, последние разгоняли дубинками толпу численностью около тысячи человек. По меньшей мере, три адвоката получили ранения. Также вчера во втором по величине городе, Лахоре, были арестованы около ста человек. Всего за три дня с момента объявления президентом чрезвычайного положения взяты под стражу или помещены под домашний арест около 1,5 тыс. человек. Это сторонники оппозиции, адвокаты и судьи.
Мушарраф ввел чрезвычайное положение в субботу, сославшись на рост числа терактов и препятствия со стороны судебных властей в борьбе правительства с исламистами. Однако оппозиция истолковала данный шаг иначе: в эти дни Верховный суд должен был вынести решение о легитимности переизбрания Мушаррафа 6 октября этого года, и президент якобы решил сыграть на опережение. Главный судья Верховного суда Ифтихар Чаудхри, назвавший указ президента о чрезвычайном положении незаконным, помещен под домашний арест.
Профессор Вячеслав Белокреницкий, завотделом стран Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН, заявил в интервью «НГ»: «Действия Мушаррафа демонстрируют, что он чувствует себя неуверенно. Поддержка лидера в обществе в течение этого года лишь снижалась. Западные страны, похоже, готовы к тому, что Мушарраф может потерять власть. При этом опора президента, военные, могут повести себя непредсказуемо. Нельзя исключать уход Мушаррафа от руководства страной, в том числе и принудительный».
По словам эксперта, угроза президенту исходит с двух сторон: от исламистов, действующих в приграничных с Афганистаном районах Пакистана (в результате терактов экстремистов и борьбы с ними в последние месяцы погибли около 800 человек), и от судебной власти. «Нынешний адвокатский бунт связан с противостоянием между судебной и военной корпорациями. Хорошо организованная судебная корпорация недовольна привилегированным положением, которым пользуются военные», – сказал Белокреницкий.
Поведение военной корпорации тем временем становится мало предсказуемым. В понедельник в Исламабаде распространялись слухи (позднее опровергнутые) о военном перевороте и помещении Мушаррафа под домашний арест. Однако до сих пор в истории страны не было прецедента, чтобы совершался военный переворот, цель которого – смещение начальника Генштаба (главнокомандующего). Жертвами подобных переворотов становились лишь гражданские руководители. Поэтому Мушаррафу психологически нелегко снять военный мундир, чего от него добиваются оппозиция и западные державы.
Вячеслав Белокреницкий подчеркнул: «Для России важно, чтобы Пакистан остался стабильным государством, чтобы не расползлась угроза исламского радикализма. А это может произойти, если страна расколется на несколько частей».
Решающее значение сыграют ближайшие месяцы, если не недели. На встрече с дипломатами из 80 стран в понедельник Мушарраф пообещал провести парламентские выборы в ранее объявленные сроки – в январе 2008 года. Лидер также не отказывается от обещания снять военный мундир после того, как его утвердят на посту президента, а ситуация стабилизируется. Однако конкретных сроков отмены чрезвычайного положения президент так и не назвал.