Японские ВМС прекратили вчера свое участие в антитеррористической операции в Индийском океане, санкционированной СБ ООН. Вынужденный из-за позиции парламента отзыв кораблей может стоить места еще одному премьер-министру Страны восходящего солнца. При этом сама резолюция СБ ООН, особенно предусмотренный ею «морской компонент», вызывает серьезные сомнения не только у японской оппозиции, но и у российских дипломатов, не голосовавших в сентябре этого года за ее продление.
Два японских военных корабля – вспомогательное судно «Токива» и эсминец «Кирисаме» – получили вчера приказ от министра обороны Японии Сигеру Исиба покинуть воды Индийского океана. Таким образом, приостановлена, а возможно, и прекращена поддержка японским флотом операции в Индийском океане, направленной на борьбу с террористами в Афганистане.
Операция перехвата осуществляется кораблями США, Великобритании и ряда других стран (всего 11 государств) в порядке выполнения резолюции СБ ООН, принятой в конце декабря 2001 года и с тех пор ежегодно продлевавшейся. Она предусматривает создание Международных сил в Афганистане, а также другие меры по борьбе с остатками разгромленного к этому моменту режима талибов. «Морской компонент» предусматривает перехват судов, которые, возможно, доставляют для террористов и боеприпасы, и пополнение.
Япония участвовала в «морском компоненте», заправляя топливом корабли коалиции. За шесть лет было проведено 794 заправки, перекачано 484 тыс. килолитров топлива.
С 1 ноября завершается действие закона, санкционирующего участие ВМС Японии в названной операции. Попытки правительства Японии продлить его наткнулись на стойкое противодействие Демократической партии, завоевавшей на выборах в июле большинство мест в верхней палате парламента. Демократы Страны восходящего солнца считают военные действия в Афганистане, как и в Ираке, «американской войной» и отказывают в поддержке их «морского компонента». С другой стороны, США, несмотря на в целом незначительную роль Японии в этих операциях, усиливают нажим на Токио с требованием «не уходить». Столкнувшись с неразрешимой ситуацией, месяц назад был вынужден уйти со своего поста премьер-министр Японии Синдзо Абэ.
Новый премьер-министр Ясуо Фукуда на днях попытался договориться с председателем Демократической партии Итиро Одзавой, но неудачно. Ныне, санкционировав отзыв кораблей, Фукуда выразил в специальном заявлении решимость в конечном счете добиться принятия парламентом закона, возобновляющего участие ВМС Японии в морской операции. Как считают многие эксперты, в действительности Фукуда загоняет себя в неразрешимую ситуацию, которая грозит новым правительственным кризисом.
Скандал с японским участием в операции ВМС привлекает внимание мировой общественности очевидным противоречием между сугубо сухопутным характером военных действий в Афганистане и невнятной ролью ее морского компонента. «Что перехватывают морские корабли в условиях, когда Афганистан является сухопутной страной, к тому же окруженной странами, которые негативно относятся к свергнутым талибам и поддерживаемой ими «Аль-Каиде»?» На такой вопрос, заданный «НГ» представителям МИД РФ, российские дипломаты затруднились ответить. Постпред РФ при ООН Виталий Чуркин воздержался при голосовании в сентябре по новой резолюции о продлении антитеррористической операции. Она была принята 14 голосами «за» и при 0 голосов «против».
Операция против афганских террористов на море выступает скорее как оправдание присутствия крупного контингента кораблей США и других стран в Индийском океане и Персидском заливе. По существу, этот аспект резолюции по Афганистану при внимательном рассмотрении представляет собой своего рода карт-бланш для военно-морских сил США и их союзников, сообщил «НГ» дипломатический источник. Используя мандат ООН, они могут не только держать в важном регионе крупный контингент кораблей, но и использовать его для подготовки операции и даже непосредственно для действий против других стран. Эта проблема приобретает особую важность именно в нынешнее время, когда все чаще можно слышать предостерегающие сигналы по поводу возможности войны против Ирана.
Задним числом Москва пытается добиться от Вашингтона уточнения морского компонента афганской операции.