Несколько сотен сотрудников Госдепа США провели совещание, в ходе которого они подвергли критике решение направлять дипломатов в Ирак в принудительном порядке. Руководство внешнеполитического ведомства обвинили в том, что командируемых в горячую точку сотрудников фактически обрекают на смерть, а вернувшимся с войны не обеспечивают должной реабилитации.
Скандальное совещание с участием около 300 сотрудников зарубежной службы Государственного департамента США прошло в среду. Госсекретарь Кондолиза Райс на нем не присутствовала. На критику подчиненных реагировал гендиректор Госдепа Гарри Томас.
Сотрудник ведомства Лиз Кэмпбелл, как сообщает Reuter, пожаловалась на то, что ее коллеги узнали о возможности принудительного направления в Ирак из СМИ. В минувшую пятницу уже после окончания рабочего дня примерно 250 сотрудникам зарубежной службы были направлены уведомления. Сообщалось, что 48 человек из них будут вынуждены занять освобождающиеся летом следующего года посты в посольстве США в Багдаде, расположенном в укрепленной «зеленой зоне», и в гражданско-военных командах, занимающихся установлением верховенства закона и хорошего управления в 18 провинциях Ирака. Дипломаты будут командированы на год. В течение 10 дней у отобранных из шорт-листа будет возможность обосновать в случае нежелания ехать причины своего отказа. Если их сочтут неудовлетворительными, но дипломат откажется лететь в горячую точку, он рискует потерять работу.
Как отмечает Associated Press, подобная практика принудительного командирования для Госдепа не нова: в 1969 году молодых американских дипломатов направляли во Вьетнам, а в 1970–1980-х – в Западную Африку.
В здании Госдепартамента в Вашингтоне можно увидеть две мемориальные доски с именами американских дипломатов и консульских работников, погибших «при героических и трагичных обстоятельствах, выполняя свой долг». Первая была открыта еще в 1933-м, вторая – в 1972-м. Последние три имени были добавлены в мае этого года, составив в итоге 225 человек. В Ираке прошли службу 1,2 тыс. офицеров зарубежной службы, трое из которых погибли.
«Речь идет о потенциальном смертном приговоре, и вам это известно», – заявил на совещании Джек Кротти, 30 лет состоящий на дипломатической службе. Гендиректор Госдепа Гарри Томас заметил, что комментарии Кротти изобилуют неточностями, и напомнил: при найме на работу дипломаты приносят присягу. «Мы не вольны выбирать, куда отправляться», – сказал Томас.
В Ираке рискуют не только американские дипломаты. Напомним, что 3 июня 2006 года на автомобиль российского посольства в Багдаде было совершено нападение: погиб сотрудник дипмиссии Виталий Титов, а еще четверо ее представителей – Федор Зайцев, Ринат Аглиулин, Олег Федосеев и Анатолий Смирнов – были похищены и затем казнены террористами. Российское посольство в Багдаде неоднократно подвергалось обстрелам. Всего в горячих точках погибло более 40 советских и российских дипломатов.
Как рассказал «НГ» дипломатический источник, в России принудительной практики направления дипломатов в горячие точки нет. Например, в посольство РФ в Багдаде едут желающие, которых привлекает удвоенная по сравнению с другими дипмиссиями в регионе зарплата. По словам дипломатов, при СССР в командировки в горячие точки люди также ехали в добровольном порядке. Впрочем, предварительно с ними проводили соответствующую психологическую работу и сулили хорошие доходы.