В Филадельфии (штат Пенсильвания) в минувший вторник прошел очередной раунд дебатов демократов. Внешняя политика доминировала в двухчасовой дискуссии. Однако Россия была упомянута лишь однажды и мимоходом.
В дебатах, организованных телекомпанией NBC News, участвовали семь претендентов, борющихся за выдвижение кандидатом от Демократической партии США на президентских выборах 2008 года. Лидеру опросов – сенатору от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон противостояли сенатор от Иллинойса Барак Обама и экс-сенатор от Северной Каролины Джон Эдвардс. А также сенатор Крис Додд (Коннектикут), конгрессмен от Огайо Деннис Кусинич и губернатор Нью-Мексико Билл Ричардсон. Согласно последним опросам, Клинтон пользуется поддержкой свыше 40% избирателей – сторонников Демократической партии.
Никогда ранее в ходе кампании Клинтон не оказывалась под огнем такой концентрированной критики со стороны однопартийцев, как во вторник. До первых внутрипартийных выборов (3 января 2008 года, Айова) остается два месяца, и оппоненты Хиллари стараются переломить тенденцию. Показательно, что сама потенциальная хозяйка Белого дома, оказавшись в положении одной женщины против шестерых мужчин, спокойно парирует выпады противников. При этом свою энергию она охотнее тратит на критику республиканцев и лично президента Джорджа Буша, а не на атакующих ее однопартийцев.
Обама и Эдвардс во вторник упрекнули Хиллари Клинтон в неискренности. «Она (Хиллари) сказала, что закончит войну в Ираке, и одновременно заявила, что оставит в этой стране боевые подразделения. Это не завершение, а продолжение войны», – предположил Эдвардс. Далее он упрекнул соперницу в том, что она помогла Бушу сделать первый шаг к военной операции против Ирана.
В минувшем месяце Клинтон действительно голосовала за необязательную для выполнения резолюцию Сената о внесении Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в список террористических организаций. КСИР – подчиняющееся аятолле Хаменеи 125-тысячное формирование, состоящее из сухопутных войск, ВВС, ВМС и разведывательно-диверсионных сил специального назначения. В состав ВВС Корпуса входят ракетные войска. Противники резолюции Сената утверждают, что документ фактически является объявлением войны Тегерану.
Иран и его ядерная программа стали главной внешнеполитической темой прошедших дебатов, заняв около 30% времени. Все выступавшие указали на необходимость использовать любые возможные дипломатические инструменты, включая санкции, чтобы не допустить появления у Тегерана ядерного оружия.
«Любой присутствующий согласится, что президент Буш все испортил с Ираном. Мы пытаемся определиться, как применить дипломатию вместе с кнутом и пряником», – заявила Клинтон.
Интересно, что о России вспомнил (и то мимоходом) лишь губернатор Билл Ричардсон. По его словам, сложилась «нездоровая ситуация», когда «Россия и Иран обнимаются друг с другом», в то время как Москва и европейские столицы должны помогать Вашингтону с антииранскими санкциями.
В ходе дебатов политики периодически пытались отпускать шутки. На этот раз объектом остроумия сенатора Джо Байдена стал лидер опросов среди республиканцев, экс-мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. «В предложении он использует только три вещи: существительное, глагол и 11 сентября», – сказал Байден. В зале раздался хохот, и аудитория зааплодировала.