Владимир Путин уходит. Но не прощается.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
20-й саммит Россия–ЕС, состоявшийся в минувшую пятницу в Мафре (Португалия), проходил в более конструктивной атмосфере, чем предыдущая встреча Россия–ЕС в Самаре. В Португалии был подтвержден стратегический характер отношений партнеров и наметились подвижки с документом, который заменит Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Кроме того, Владимир Путин пообещал не ущемлять полномочия будущего президента России.
Порядочный преемник
Главной новостью саммита в Мафре можно считать заявление президента Владимира Путина, касающееся его политического будущего. Путин подчеркнул, что не собирается менять Конституцию «под себя» и не будет баллотироваться на третий срок. Президент заметил, что пока не определился, где и в каком качестве он будет работать после мая 2008 года.
Впрочем, этого и не стоило ожидать: Путин, заявив на съезде «Единой России» в начале месяца о готовности возглавить список партии на декабрьских выборах в Госдуму, не исключал, что может впоследствии занять пост председателя правительства. При этом он поставил два условия: для успеха дела России нужна сильная «Единая Россия», а на посту президента – «порядочный, дееспособный и современный человек». Пока они не выполнены (хотя в их выполнимости мало кто сомневается), Путин вполне может сохранять интригу вокруг продолжения политической карьеры.
«Если кто-то считает, что я намерен перебраться, скажем, в правительство Российской Федерации и передать туда основные полномочия, то это не так. Никакого ущемления полномочий президента Российской Федерации не будет, во всяком случае, пока это зависит от меня», – отметил российский лидер. Это его громкое обещание скорее не успокоит, а вызовет новый виток спекуляций на Западе о том, что Путин, возможно, готовится оставить президентский пост совсем ненадолго и вернется в Кремль раньше 2012 года.
Компромиссный шаг Варшавы
На фоне этих заявлений президента остальные новости из Мафры выглядели более блекло. Перевесить обещание Путина могло бы лишь объявление о начале переговоров между Россией и ЕС по новому базовому договору на смену исчерпавшему себя Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, действующему уже 10 лет. Старт переговоров по документу переносится второй год из-за отсутствия у Еврокомиссии (исполнительного органа ЕС) соответствующего мандата, который должны одобрить все 27 стран – членов Евросоюза.
Пока сохраняется вето Польши, потребовавшей от России отмены введенного в 2005 году эмбарго на ввоз с польской территории животноводческой продукции, прежде всего мяса. Шансы на разрешение проблемы появились на днях, когда Варшава уведомила Москву о готовности принять российских ветеринарных инспекторов и допустить их на мясоперерабатывающие предприятия.
Компромиссный шаг Варшавы, где сейчас по результатам последних парламентских выборов, принесших успех оппозиции, формируется новое правительство, может стать хорошим началом в нормализации отношений России и Польши и в целом России и Евросоюза. Получив мандат, Еврокомиссия могла бы начать переговоры с Москвой о новом договоре в ближайшие недели, тем более что, по данным «НГ», в неофициальном порядке консультации между европейцами и российскими экспертами и дипломатами идут уже несколько месяцев.
Сталь, ВТО, энергетика
Тактическим успехом саммита стало подписание главой МЭРТ Эльвирой Набиуллиной и комиссаром ЕС по торговле Питером Мандельсоном соглашения о торговле изделиями из стали. Соглашение, отмечает РИА Новости, увеличивает квоты на стальную продукцию до 2,904 млн. тонн в 2007 году и 3,031 млн. тонн в 2008 году. В 2006 году российские компании имели разрешение на поставку в ЕС 2,27 млн. тонн изделий из стали. Эти более выгодные квоты, впрочем, будут действовать только до момента присоединения РФ к Всемирной торговой организации (ВТО).
Как передает из Мафры корреспондент «НГ» Наталья Меликова, на переговорах поднимался вопрос о вступлении России в ВТО. «У нас осталась пара проблем», – заметил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Эти проблемы – железнодорожные тарифы и новые пошлины на лес. В ЕС, напомним, были недовольны решением Москвы повысить экспортные пошлины на круглый лес. В Мафре Баррозу заявил, что вопрос с пошлинами на лес и российскими железнодорожными тарифами, которые ЕС считает дискриминационными, может быть решен без открытия уже завершенных Евросоюзом в 2004-м переговоров по ВТО с Москвой. А возможность отозвать свою поддержку российской заявки у ЕС согласно нормам ВТО есть.
Между тем в Мафре РФ и ЕС договорились создать механизм раннего предупреждения в области энергетики. В его основу должен быть положен обмен информацией о потенциальных проблемных ситуациях и путях их разрешения. Директор Европейских программ Центра изучения постиндустриального общества Екатерина Кузнецова скептически смотрит на новый инструмент: «Каждый год повторяется ситуация, когда «Газпром» заявляет о повышении цен на газ для того или иного транзитного государства. По сути, это и есть единственный механизм, который гарантирует, что в новом году возникнут проблемы с энергопоставками в Европу». Эксперт отметила, что в Мафре не упоминалась Энергетическая хартия. По ее словам, европейцы поняли, что добиваться от Путина ратификации Россией этого документа бесполезно. Получается, что даже при наличии механизма предупреждения у ЕС не будет инструментов для урегулирования потенциальной кризисной ситуации.
Путин в Португалии неоднократно призывал европейцев не бояться российских инвестиций. «Наши инвестиции за границей носят практически исключительно частный характер. Даже когда «Газпром» инвестирует, давайте не будем забывать: 49% «Газпрома» принадлежит частным инвесторам, в том числе не менее 25%, по нашим оценкам, иностранным инвесторам», – сказал он.
Институт демократии
Помимо использования энергетики в качестве политического оружия РФ чаще всего критикуют за отход от демократии и нарушения прав человека. Если со стороны США такая критика звучит регулярно, то из Европы она становится все глуше. Это отчасти обусловлено выделением темы демократии в диалоге РФ–ЕС в отдельный формат. С 2004 года стороны раз в полгода проводят консультации по этим вопросам. Путин в пятницу предложил создать в Брюсселе Российско-европейский институт свободы и демократии. Его цель – активизировать диалог неправительственных структур и экспертов по вопросам организации избирательного процесса, мониторинга выборов на территории ЕС и в России.
Быть может, в перспективе Европе удастся привить и российскую идею «суверенной демократии».